Технологический регламент

 

Всегда перед началом работы проводится целевой инструктаж, который проводится ответственным руководителем с росписью инструктирующего и инструктируемых в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте перед выполнением работ, а также при смене погоды и характера работы в течении всей смены. Работники станции должны ознакомиться с ним до начала смены. Составитель поездов присутствует на планерном совещании подготовленным и одетым в спецодежду и спецобувь, сигнальный жилет, имеет при себе удостоверение личности, удостоверение о проверке знаний требований охраны труда, предупредительный талон по охране труда.

К месту работы и с работы составитель поездов должен проходить только по специально установленным маршрутам служебных проходов, которые обозначаются на местах специальными знаками "Служебный проход".

Перед заступлением на дежурство составитель поездов обязан:

- проверить наличие и исправность средств защиты;

- проверить исправность радиостанции путем переговоров с машинистом маневрового локомотива, дежурным по посту ЭЦ;

- ознакомиться с планом работы на смену;

- ознакомиться с руководящими указаниями и распоряжениями;

- проверить на наличие подвижного состава на путях станции;

- проверить наличие проходов к местам торможения и закрепления вагонов;

- убедиться в исправности освещения на территории станции;

- проверить наличие и исправность сигнальных принадлежностей;

- проверить наличие и исправность вилки для расцепа вагонов, вилок для укладки тормозных башмаков, проверить исправность башмакосбрасывателей;

- при необходимости (в зависимости от погодных условий) посыпать проходы и места закрепления вагонов песком, шлаком;

- убедиться о наличии первичных средств пожаротушения;

- доложить дежурному по станции о неполадках, замеченных при осмотре.

Во время маневровых передвижений составитель поездов может осуществлять проезд на подвижном составе, располагаясь на переходной площадке грузового вагона или площадке локомотива, в тамбуре пассажирского вагона, на специальной подножке вагона, при этом держась руками за специальный поручень.

При производстве маневровой работы составитель поездов, должен проверить исправность специальных подножек, поручней и других устройств.

Запрещается проезд составителя поездов на автосцепках, тележках колесных пар, буксах, раме цистерны и других выступающих частях вагона, стоя на платформе или сидя на ее бортах.

При движении маневрового состава локомотивом вперед или одиночного маневрового локомотива составителю поездов разрешается находиться на площадке или в кабине маневрового локомотива, а в случаях управления маневровым локомотивом без помощника машиниста локомотива на его месте, и следить за правильностью положения стрелок по маршруту следования и отсутствием препятствий для передвижения.

При движении маневрового состава вагонами вперед составитель поездов должен находиться на первой по ходу движения специальной подножке грузового вагона, в тамбуре пассажирского вагона и следить за показаниями маневровых светофоров, положением стрелочных переводов, отсутствием препятствий и людей на пути, сигналами, подаваемыми работниками, работающими на путях, сигналами ограждения, сигнальными указателями и знаками.

При плохой видимости пути, неисправности или отсутствии специальной подножки или поручня, при закрытом тамбуре пассажирского вагона составитель поездов должен идти посередине междупутья или по обочине впереди осаживаемых вагонов на безопасном расстоянии, постоянно держа связь с машинистом маневрового локомотива по радиосвязи или визуально. Скорость осаживания не должна превышать 3 км/ч.

При движении маневрового состава вагонами вперед в случае нарушения работы радиосвязи с машинистом маневрового локомотива, маневровая работа может быть продолжена по ручным сигналам при условии взаимной видимости. Передача команд составителем поездов машинисту маневрового локомотива через третье лицо запрещается.

При движении маневрового состава у высоких платформ, в тоннелях, в негабаритных и других опасных местах, а также при скорости движения более 40 км/ч, запрещается нахождение составителя поездов на специальной подножке грузового вагона.

При маневровых передвижениях вагонами вперед через ворота организаций по путям необщего пользования, охраняемые и неохраняемые переезды, а также у негабаритных и опасных мест, высоких платформ составитель поездов должен остановить маневровый состав, сойти со специальной подножки вагона, определить безопасность своего передвижения, пройти переезд, ворота или опасное место по обочине пути, и из безопасного места дать команду машинисту маневрового локомотива на дальнейшее движение.

В маневровых составах с заряженной сжатым воздухом тормозной магистралью составителю поездов необходимо:

- перед расцепкой вагонов вначале перекрыть концевые краны, а затем разъединять соединительные рукава между вагонами;

- при сцеплении вагонов вначале соединить рукава, а затем открыть концевые краны.

Расцепка стоящих вагонов производится сбоку от вагона без захода в пространство между вагонами с помощью расцепного рычага привода автосцепки, а при его неисправности с помощью вилки для расцепления автосцепок вагонов. При невозможности расцепления вагонов маневровая работа, связанная с расцепкой вагонов прекращается, до устранения неисправности расцепного привода автосцепки.

При осаживании группы вагонов составитель поездов находится на первой по ходу движения специальной подножке грузового вагона, докладывает машинисту маневрового локомотива свое местоположение и следить за показаниями светофоров, положением СП, отсутствием препятствий и людей на пути, сигналов, подаваемых работниками, работающих на путях, сигналами ограждения и знаками.

Составитель поездов поднимается при полной остановке на специальную подножку и дает машинисту локомотива команду на движение. При этом составитель постоянно докладывает машинисту расстояние до стоящих на пути вагонов. Машинист при этом регулирует скорость движения маневрового состава.

Остановку маневрового состава перед стоящими вагонами, опорами ворот путей необщего пользования производит на расстоянии не менее 5 метров до этого места. Составитель поездов, стоя в междупутье около первого вагона стоящей группы, дает команду машинисту локомотива на соединение. При полной остановке составитель поездов убеждается в сцеплении вагонов и закрепляет всю группу. О закреплении докладывает машинисту маневрового локомотива и ДСП по маневровой радиосвязи.

Перед расцеплением вагонов необходимо перекрывать концевые краны смежных вагонов, начиная со стороны локомотива, и только после этого разъединять тормозные рукава. Это работа производится только при полной остановке вагонов. Сцепление и расцепление вагонов, соединение и разъединение тормозных рукавов разрешается только в рукавицах, при этом необходимо проявлять особую бдительность, чтобы не получить удар отскочившим тормозным рукавом при выходе остатков сжатого воздуха. В случае невозможности расцепления вагонов составителю поездов действовать самостоятельно запрещено. Неисправность устраняется работниками ВЧД. Об окончании работы составитель поездов сообщает ДСП и машинисту. Маневровая работа возобновляется только после устранения неисправности, либо осаживания не расцепленных вагонов на какой-либо путь. При подходе к подвижному составу и производстве маневровой работы необходимо обращать внимание на наличие волочащихся деталей или свисающих элементов крепления грузов на открытом подвижном составе, чтобы не быть ими травмированными. При выявлении волочащихся или торчащих деталей крепления или смещения грузов на открытом подвижном составе, угрожающих безопасному производству работ и безопасности движения, немедленно сообщать об этом дежурному по станции для вызова работников, соответствующих служб для устранения выявленных недостатков.

По окончании работы составитель поездов:

- сдает дежурство составителю поездов, заступающему на смену;

- приводит в порядок свое рабочее место;

- складывает сигнальные принадлежности, инвентарь и приспособления в специально предназначенные для них места;

- снимает спецодежду и убирает ее в шкаф гардеробной;

- проверяет наличие тормозных башмаков согласно описи, неисправные убирает. Исправные тормозные башмаки аккуратно складывает в пирамиды, стеллажи или в ящики;

- перед окончанием рабочей смены составитель поездов заканчивает начатую маневровую работу. Проверяет сцеплены ли между собой вагоны на путях, где производилась маневровая работа, а также не выходят ли они за предельные столбики (изолированные стыки), а вагоны с негабаритными грузами отведены от предельных столбиков не ближе 10 метров. Докладывает ДСП о выполненной работе;

- обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщает дежурному по станции;

- составитель поездов имеет право покидать свое рабочее место только после сдачи дежурства сменному работнику. По окончании работы составители поездов обязаны проверить наличие и исправность радиостанции, тормозных башмаков, сигнальных принадлежностей. Ответственность за правильное использование и сохранность переносной радиостанции, за своевременную подзарядку и замену ее аккумуляторных батарей несет составитель поездов;

- при сдаче дежурства составитель поездов обязан ознакомить сменяющего его работника с положением дел на обслуживаемом участке, сообщить о всех неисправностях и неполадках, нарушениях и замечаниях, имевших место во время работы и принятых мерах по их устранению;

- по окончании работы составители поездов, снимают спецодежду, отряхивают от пыли, очищают от грязи, при необходимости сушат, убирают в шкаф, моют с мылом руки и лицо.

Действия при возникновении аварии или аварийной ситуации.

Под аварийной ситуацией понимается: самопроизвольное движение вагонов по путям, загорание, утечка, просыпание опасного вещества, повреждение тары или подвижного состава с опасным грузом и другие происшествия, которые могут привести к аварии, взрыву, пожару, отравлению, ожогам, заболеванию людей и животных, а так же случаи, когда в зоне схода подвижного состава, аварии, крушении или пожара оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасным грузом.

В случае обнаружения самопроизвольного движения вагонов по путям составителя поездов должен немедленно сообщить об этом дежурному по станции, указав при этом номер пути и направление движения вагонов.

Первоочередные меры и порядок действий составителя поездов при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, в том числе взрывчатыми материалами, в процессе перевозки их по железным дорогам установлены Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, Правилами перевозки опасных грузов по железным дорогам, Правилами безопасности при транспортировании радиоактивных веществ.

При возникновении аварийной ситуации в составе грузовых вагонов с опасными грузами составитель поездов, обнаруживший явные признаки аварийной ситуации: парение, резкий запах, шипение сжатого газа, течь опасного груза должен независимо от времени суток любыми средствами связи сообщить об этом дежурному по станции. Сообщение должно включать в себя описание характера аварийной ситуации, номер железнодорожного пути и место нахождения грузового вагона с опасным грузом в составе поезда.

При возникновении аварийной ситуации составитель поездов должен прекратить работу и сообщить о случившемся дежурному по станции и далее выполнять его указания по предупреждению несчастных случаев или устранении возникшей аварийной ситуации.

Составитель поездов находящийся поблизости по сигналу тревоги должен немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшему первой помощи или устранении аварийной ситуации.

При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.

Составитель поездов при обнаружении пожара должен:

- незамедлительно сообщить об этом сам или через дежурного по станции по телефону в пожарную часть (при этом необходимо назвать место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

- принять меры по вызову к месту пожара руководителя станции или другого ответственного лица;

- принять меры по тушению пожара (кроме случаев возгорания опасных грузов) имеющимися первичными средствами пожаротушения, а также эвакуации людей и материальных ценностей.

Составитель поездов выполняет только входящую в его обязанности или порученную дежурным по железнодорожной станции работу; применяет безопасные приемы выполнения работ и технологические операции, которые предусмотрены технологическим процессом и должностными обязанностями; руководит маневровой работой по формированию и расформированию поездов, перестановке вагонов, отцепке и прицепке вагонов к поездам, подаче и уборке вагонов с (на) погрузочно-выгрузочных путей необщего пользования и других (специальных) путей, обеспечивая личную безопасность, безопасность людей, движения поездов и сохранность подвижного состава при осаживании маневрового состава вагонами вперед; выполняет требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей и сигналов, подаваемых водителями транспортных средств; содержит в исправном состоянии и чистоте радиостанцию, приспособления и средства индивидуальной защиты; соблюдает требования пожарной безопасности, обладает практическими навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря; проходит по территории железнодорожной станции по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, тоннелям, проходам и переходам; предельно внимателен в местах движения вагонов и транспорта; соблюдает правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха; умеет оказывать первую помощь пострадавшему.