Историческое развитие

 

Психодрама является методом клинической психологии, социальной терапии и экспериментальной педагогики, представляющим собой драматическую игру, в ходе которой через вербализацию и непосредственные действия осуществляется выход конфликтов, фантазий и переживаний. В результате происходит концентрация эмоциональных переживаний, рационального осмысления и телесных действий в непосредственном жизненном опыте, благодаря чему становится возможным изменение собственного поведения (Petzold, 1978, с. 2751).

Развитие психодрамы в качестве метода психотерапии связано с именем ее основателя Якоба Леви Морено (родился 18 мая 1889 года в Бухаресте, скончался 14 мая 1974 года в Беконе, штат Нью-Йорк).

Впервые понятие «психодрама» встречается еще в 5-м издании большого энциклопедического словаря Meyers 1897 года. Этим термином обозначается вид драмы, в котором всех действующих персонажей представляет один-един­ственный актер.

 

«Нововведение, в котором налицо отказ от таких важных сценичес­ких компонентов, как разнообразие актеров и сценическое оформ­ление, где не предполагается художественного наслаждения уви­денным и услышанным» (цит. по: Meyers, Большой энциклопеди­ческий словарь, 6-е издание).

 

Первые описания процесса драматического отображения человеческих вза­имоотношений уходят в античность, где достигают своего апогея в произведе­ниях греческих драматургов Еврипида и Софокла. В истории медицины при­менение элементов психодрамы и ролевой игры встречается при описании лечения психических заболеваний и связывается с именами Саважа (ок. 1760) и Райля (ок. 1800). В педагогике о психодраматической инсценировке можно вспомнить, говоря о русском театральном эксперименте Станиславского и Иль­ина (ок..1910) (Petzold, 1975, 1978). В этой связи также нельзя не упомянуть о маркизе де Сад. Во время его пребывания в психиатрической клинике Шаран­тон ее пациентами под руководством маркиза де Сада было инсценировано преследование и убийство Жана Поля Хара. Позже на основе этих событий была написана книга (Peter Weiss, 1968).

 

– 495 –

 

Психодрама в том виде, в каком она представлена на сегодняшний день в качестве психотерапевтического метода для лечения психических расстройств, была разработана Морено после его эмиграции из Вены в Америку. Еще во время учебы в Вене, где он получал психиатрическое образование, Морено очень интересовался театром, философией и теологией; своими духовными отцами он считал Кьеркегора, Ницше, Бергсона и Шекспира (Ried, 1979; Schacht, 1991; Schmilz, 1991).

В 20-х годах XX века Вена была ведущим центром искусства, литературы и театра. После окончания Первой мировой войны в результате бурной реор­ганизации существующего строя и гибели монархии Вена стала местом мно­жества инноваций. Сама идея психодрамы появилась у Морено в результате наблюдения за играми и инсценировками сказок обучавшихся у него (курс 1910-1917 года) студентов-медиков с детьми в парках Вены, а также в про­цессе проведения дискуссионных групп (1913/1914 г.) с проститутками и гражданами из низших слоев общества в социальных центрах Beны. При на­блюдении за игрой детей внимание Морено привлекли элементы спонтанной импровизации и креативного сценического изображения, что впоследствии легло в основу его концепции ролевого обмена и психодраматической инсце­нировки.

В 1922 году в Вене Морено основал театр импровизации. Здесь он предла­гал профессиональным актерам и любителям осуществлять свободную инсце­нировку как актуальных событий, происходящих в мире, так и их собственных проблем (Moreno, 1924).

После эмиграции в Америку (1925) Морено продолжал разрабатывать пси­ходраму как метод психотерапии, и в 1934 году в Беконе, штат Нью-Йорк, ос­новал свой первый институт психодрамы; этот институт представлял собой ча­стную клинику, пациенты которой страдали психическими заболеваниями. Ве­дущая идея психодрамы - близкая философии столкновения Мартина Бубера - развивалась на основе интеграции социометрии, групповой терапии и психо­драмы, и быстро получила признание в Америке. В 1931 году Морено впервые ввел в научную литературу понятие групповой терапии и групповой психоте­рапии, что впоследствие стало толчком к развитию гештальттерапии.

Научная деятельность Морено нашла свое отражение в 410 публикациях, по большей части вышедших в свет в американских научных журналах на анг­лийском языке. Ранние труды, написанные еще в Вене, едва ли известны совре­менному читателю; по-видимому, самой ранней из известных работ стала кни­га «Театр импровизации» (1923), где описываются театральные опыты, прове­денные в Maysedergasse. Эта книга была повторно издана в 1970 году в изда­тельстве Beaconhouse. В Германии опубликованы лишь его «Групповая тера­пия и психодрама» (Gruppenpsychotherapie und Psychodrama, 1959/1973) и пе­ревод 1954 года «Who shall survive?» (1934).

 

– 496 –

 

Две немецкоязычные публикации не могут отразить всю полноту творче­ства Морено: его работы касались множества проблем в области литературы, истории и психотерапии (см. Leutz, 1974, прил. 2), однако большую часть этих публикаций найти весьма непросто. Помимо этого, трудности в понимании идей Морено вызваны еще и широтой и своеобразием используемой им терминоло­гии. Все эти особенности делают его одним из наименее изученных авторов. Наиболее полно и точно проанализировать творческое наследие Морено уда­лось Грете Лойц (Grete Leutz, 1974) и Фердинанду Бойеру (Ferdinand Buer), который в своих чрезвычайно содержательных публикациях (см. список лите­ратуры) старается сохранить философское богатство интеракционной герме­невтики Морено.

Сам Морено всегда рассматривал психодраму в качестве контрапункта пси­хоанализа и не упускал случая резко и иронично подчеркнуть их различия. И Мо­рено и Фрейд видели главное различие своих концепций в своей жизненной философии, в понимании статуса терапевта и в форме научной работы: с одной стороны - харизматическая, увлекающая за собой и креативная личность Мо­рено, главная форма работы у которого - самоинсценировка, с другой сторо­ны - Фрейд, ставящий во главу скупость формулировок, тщательность работы и личностную дистанцию, у которого на первый план выдвигаются фобичес­кие жизненные ограничения. Пинес (Pines, 1986) характеризует психодраму как жизненно-оргиастический, а психоанализ - как созерцательно-упорядочи­вающий подход. Он описывает их различия, исходя из принципа функциональ­ной асимметрии больших полушарий. Он пишет:

«Мир Морено, в противоположность миру Фрейда, не является ни класси­ческим, ни научным. Это не мир, состоящий из консультационных кабинетов, формулировок свободных ассоциаций и самоанализа, основывающегося на канонах науки XIX века... Мир Морено представляет собой мир футуризма и сюрреализма, театральных и литературных экспериментов, динамично разви­вающегося общества, что позволило найти новые формы социального и худо­жественного содержания, что дало возможность удовлетворить потребности человека XX века».