Бортовое содержание.

Для некоторых месторождений тела п. и. не имеют четких границ, т. е. содержание полезного компонента меняется, неясно где проводить границу при оконтуривании.

Бортовое содержание – минимальное содержание в краевой пробе.

Бортовое содержание - это минимальное содержание компонента (или суммы ценных компонентов в пересчете на условный компонент), при котором элементарный объем недр может быть отнесен к контуру промышленных запасов.

Т.к. при разведке и подсчете запасов месторождений в качестве элементарных объемов недр обычно выступают объемы (блоки), характеризуемые единичными пробами, бортовое содержание часто определяют, как минимальное содержание в единичной пробе, при котором эта проба (а точнее - характеризуемый ей элементарный блок) относится к контуру промышленных запасов.

В отечественной геолого-экономической литературе и практике оценки месторождений принято различать бортовое и минимально промышленное содержание. В качестве последнего обычно рассматривают минимальное содержание в некотором относительно крупном блоке, охарактеризованном совокупностью проб. При этом считается, что величина минимального промышленного содержания обосновывается экономически и отвечает отношению:

Ци =Зп

где

Ци - извлекаемая ценность полезного компонента в блоке,

Зп -предстоящие затраты на добычу и переработку заключенного в блоке сырья.

В то же время, для бортового содержания подобное экономическое обоснование не считается обязательным, а его величину рекомендуется принимать от равной минимально промышленному, до равной величине содержания в хвостах переработки и подбирать методом вариантов, так, чтобы обеспечить оптимизацию освоения месторождения в целом.

В действительности в рыночных условиях любой лимит, служащий для выделения части запасов определенного экономического значения, обязательно должен иметь экономический смысл, поэтому установление бортового содержания на уровне “содержания в хвостах” заведомо неприемлемо. С этой экономической точки зрения разница между бортовым содержанием (т.е. содержанием в элементарном блоке) и минимально-промышленным (в блоке большего размера) заключается лишь в величине предстоящих затрат, которые для блоков разного размера будут различны.

Так, например, затраты на извлечение продукции из элементарного блока, в качестве которого рассматривается заходка в очистном пространстве действующего эксплуатационного блока, будут слагаться из затрат на бурение шпуров, взрывание, погрузку отбитой массы, выдачу ее на поверхность, транспортировку до фабрики и переработку. Однако, если в качестве элементарного рассматривать весь эксплуатационный блок, в затраты дополнительно придется включить стоимость его нарезки и подготовки. Для эксплуатационного этажа придется прибавлять расходы на проходку всех соответствующих подготовительных и капитальных горных выработок, а месторождения в целом - все затраты на строительство горно-добывающего комплекса.

При этом, общая формула для экономического расчета минимального содержания в блоке любого размера, будет:

Сmin= Зп / Ц Кр Ки

где

Зп - предстоящие затраты на получение единицы готовой продукции (металла, концентрата и др.) из блока данного размера,

Ц- цена реализации единицы готовой продукции,

Кр - коэффициент разубоживания при добыче,

Ки -коэффициент извлечения при переработке.

Однако, практическое использование этой формулы применительно к бортовому содержанию затруднительно, т.к. величина предстоящих затрат будет зависеть от производительности предприятия, последняя, как известно, - от запасов, а запасы от принимаемого бортового содержания. Поэтому величину бортового содержания обычно находят методом вариантов, оконтуривая месторождение по нескольким значениям бортовых содержаний и просчитывая для этих вариантов все технико-экономические показатели освоения, по оптимальным значениям которых и выбирается лучший вариант и соответствующая ему величина бортового.

Величина бортового содержания может по разному влиять на размеры, форму и сплошность внутреннего строения тел полезного ископаемого.

Месторождение может характеризоваться относительно равномерным распределением ценного компонента, при резком, контрастном переходе от промышленной его концентрации к геохимическому ореолу. На таком месторождении повышение бортового лимита до некоторого порогового значения не влияет ни на его запасы, ни на особенности строения, но при переходе выше этого предела месторождение в экономическом смысле просто перестает существовать целиком.

Месторождение может характеризоваться центробежным, концентрически зональным распределением компонентов. Повышение бортового будет в этом случае приводить к сужению границ и уменьшению площади (объема) месторождения, однако оно будет сохраняется как единое, “монолитное” геологическое образование (см. рис.6.1). Изменение экономических показателей с изменением бортового лимита будет на таком месторождении относительно плавным, а экономический оптимум может быть выражен не слишком резко. Месторождение может характеризоваться сложным, неравномерным распределением ценного компонента, таким, что повышение бортового лимита будет приводить к нарушению сплошности и “распаду” единого геологического пространства на системы все более мелких обособленных тел. Изменение экономических показателей для таких месторождений на определенном пороге бортового может происходить скачком и экономический оптимум бортового граничить с его значением, выводящим месторождение за пределы промышленно ценных.