Разбитый алебастровый сосуд
В жизни Иисуса произошел один случай, который с человеческой точки зрения не заслуживал особого внимания, но, тем не менее, Бог в той или иной форме включил его описание в три Евангелия из четырех.
Когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: «Кчему сия трата мира ? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим». И роптали на нее.
Но Иисус сказал: «Оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала».
И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его (Марк 14:3-11).
Связь между проявлением щедрости этой женщины и отношением к Господу Иуды и первосвященников, предавших Иисуса ради своей выгоды, не случайна. Иисус сказал, что о поступке этой женщины будут говорить в веках. Это была хвала и признание, которые в глазах людей казались слишком чрезмерными, — даже для учеников Иисуса.
Эффективность и полезность — это характеристики духа нашего времени, который говорит: «Если вы вкладываете или отдаете что-то, то вы должны получить вознаграждение иди, компенсацию». Но щедрая отдача без каких-либо помышлений о возможном возврате считается расточительством. Этот дух заставил даже учеников Иисуса отпрянуть в негодовании и возроптать на эту женщину: «К чему такая трата? Эту дорогостоящую мазь можно было продать, и вырученные средства использовать для покупки трактатов и финансирования служения, что принесло бы большую пользу». Мы должны разубедить верующих в чрезмерном очаровании служением. Мы настолько ориентированы на то, чтобы служить, что вступаем в служение преждевременно, не уделив достаточно внимания закладыванию оснований для взаимоотношений с Богом и людьми. Результатом такого чрезмерного стремления к служению стало множество людей, потерпевших «кораблекрушение» в вере.
Эта женщина принесла с собой дорогостоящий изящный сосуд из алебастра. Примечательно то, что благовонный состав, заключенный в этом сосуде, можно было извлечь, только разбив его. У него не было откручивающейся крышки, которой его можно было бы аккуратно закрыть до следующего употребления. Это прекрасное символическое изображение нас самих: сосудов, созданных Божьей рукой из ценного материала. Тем не менее, насколько бы мы ни выглядели впечатляюще снаружи, это не прибавит нашей значимости для умирающего мира, особенно для еврейского народа. То, что делает нас значимыми — это благоухание познания о Христе, которое мы распространяем на всяком месте. Это — запах смертоносный на смерть для погибающих и запах живительный на жизнь для спасаемых.
Мы все имеем особый «аромат», и некоторые из нас имеют больше этой «субстанции», чем другие. Для некоторых этот аромат кажется изысканным, в то время как для других — обычным. Все очень сильно зависит от того, какой путь мы уже проделали с Богом, и насколько глубоко мы отождествились с Ним в Его страданиях, Его отвержении и всем том, что сопровождает истинную веру и истинное хождение с Богом. Одно дело, когда благоухание Христа формируется в нас через наше отождествление с Ним, и совсем другое, когда мы придерживаемся религии удобств, которая по сути является религией предательства. Если наше христианство ничего нам не стоит и является удобным, то мы уже стали едины с Иудой. Вера в крайней степени требовательна, и именно поэтому Иисус одобрил поступок женщины, сказав, что в память о ней будут говорить везде, где будет проповедано Евангелие. Истинное Евангелие — это послание о непомерной щедрости и отказа от себя, в противном случае оно не будет иметь силы.
Сегодня Божьей Церкви недостает щедрости, высвобождающей поток жизни Христа для неверующего мира. Мы здравы и корректны, но не распространяем «благоухание». Мы не щедры друг с другом, потому что боимся пойти на риск, связанный с подобными взаимоотношениями, но только через них может быть сформирован истинно апостольский характер. Мы удовлетворены религией удобств: простыми воскресными служениями и изучением Библии среди недели, после которых мы опять возвращаемся, к своим обычным делам.
В сокрушении есть что-то особенно ценное для Бога. Иисус показал это на примере Своего собственного тела, распятого на кресте, и Он ожидает того же от Церкви: сокрушенных и кающихся людей, распространяющих благоухание Христа. От нас требуется нечто большее, чем просто корректность и благие намерения. Кротость сокрушения приходит тогда, когда мы разбиваем свой «сосуд» и изливаем его ценное содержимое без остатка. Кротость — это апостольская характеристика, и каждое истинное дело для Бога совершается в смирении, страдании и смерти, через которые распространяется благоухание Божье.