Анализ «сильных позиций» текста (название, конец, начало произведения).

Первоначально название повести «Старик и море» напоминает название сказки. По сказочной схеме поначалу разворачивается и сюжет. Старому и бывалому рыбаку Сантьяго не везёт. Вот уже восемьдесят четыре дня он не может поймать ни одной рыбы. Наконец, на восемьдесят пятый день он добывает невиданную рыбу: он нашёл её на такой глубине, “куда не проникал ни один человек. Ни один человек на свете”; она такая большая, “какой он никогда не видел, о какой даже никогда не слышал”. В разговорах старика с самим собой возникает даже сказочный зачин: “Жили-были три сестры: рыба и мои две руки” (перевод Е.Голышевой и Б.Изакова). Но сказочного пути от несчастья к счастью в повести не выходит. Лодку с привязанной к ней добычей атакуют акулы, и старику, как ни бился он с ними, остаётся лишь обглоданный скелет большой рыбы.Также название произведение несет в себе соприкосновение двух явлений: человечества и природы. Человечество не может существовать без природы, равно как и природы создана для человека. Автор намечает пути по которым пойдет читатель. Изначально дает установку на обдумывание, анализирования отношения к окружающему миру.

Начало повести рисует весьма нерадужную картину. Он был опытный рыбак, что еще более омрачает ситуацию Возникает вопрос, что же он такого совершил в своей жизни, если море его не одаривает ничем. Уже в самом начале произведения хочется помочь старику, подсказать ему, что следует делать. Старому Сантьяго после такой продолжительной неудачи следовало бы сетовать, злиться на море, Бога. Но нет, мы видим доброго, открытого, кроткого человека, который не только стойко переносит этот период, но и радуется природе, мечтает и надеется на милость моря. «Может быть сегодня счастье мне улыбнется. День на день не приходится»,-говорит старик, отправляясь в море на восемьдесят пятый день [Хемингуэй Э. Старик и море.].

Трогательно отношение молодого поколения ( в лице Манолина) к седовдасому Сантьяго. Мальчик знает, что старик не способен в полной мере обеспечивать себя необходимым ( хотя никогда этого не признавал), поэтому каждодневно помогает тем, чем может. Юноша

одновременно жалеет старика и гордится им, ведь старый рыбак научил его всему, что умел. Однако старик знает, это не бесконечно, поэтому очевидно, что если мальчик вдруг перестанет навещать старика, то он не станет осуждать, обижаться на него. « Нельзя, чтобы в старости человек оставался один. Однако это неизбежно»,-слова старика.

Сюжетная ситуация в повести «Старик и море» складывается трагически .Старик, по существу, терпит поражение в неравной схватке с акулами и теряет свою добычу, доставшуюся ему столь дорогой ценой,—но у читателя не остается никакого ощущения безнадежности и обреченности, тональность повествования в высшей степени оптимистична. Старик говорит слова, воплощающие главную мысль повести:«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, по его нельзя победить» .

В финале повести « Старик и море» натерпевшийся рыбак спит. Ему снится Африка, в глубине души он ещё молод и впереди будет утро завтрашнего дня, загадочное и таинственное, как всегда. А ещё рядом будет мальчик, ради любви которого стоит быть «необыкновенным стариком», способным даже на чудо. Повесть кончилась умиротворенной нотой — старик спал в своей хижине лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились львы. Это было лучшее, что он видел в жизни, когда в юности служил юнгой на корабле и ходил к берегам Африки. Каждую ночь ему снились длинные золотистые берега Африки, ее белые отмели, на которые выходят львята и резвятся там, словно котята. Этот образ счастья проходил через всю повесть, так она и заканчивалась: «Старику снились львы».