В СВЕДЕНИЯХ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ ЗА 2009 Г.

 

Обратите внимание!

Постановлением Правления ПФР от 28.03.2012 N 66п внесены изменения в Инструкцию по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденную Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п.

С составом отчетности, которую нужно подавать в ПФР за периоды 2010 г. и позднее, вы можете ознакомиться в разд. 9.2.2 "Состав представляемых сведений (отчетности) для персонифицированного учета в ПФР (формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, АДВ-6-3, АДВ-6-2, СЗВ-6-3, АДВ-6-4) за периоды 2010 г., 2011 г. и 2012 г.".

В настоящем разделе рассмотрен состав отчетности, в которой отражаются сведения за 2009 г.

 

При обнаружении ошибок в сведениях о застрахованных лицах, поданных за 2009 г., вы должны заново представить отчетность в ПФР. Она подается по формам, действовавшим в тот период.

 

Примечание

С формами отчетности за 2009 г. вы можете ознакомиться в Архиве налоговой отчетности.

 

Подать их вы можете по выбору (п. 2 ст. 8 Закона N 27-ФЗ, п. 57 Инструкции N 987н):

- в бумажном виде;

- в электронном виде по каналам связи (если электронное представление заверено электронной подписью). Порядок электронного обмена документами между страхователями и территориальными отделениями ПФР определен Распоряжением Правления ПФР от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в системе индивидуального (персонифицированного) учета для целей обязательного пенсионного страхования".

 

Примечание

С 1 января 2011 г. страхователи, которые подают сведения на 50 и более работающих у них застрахованных лиц (в том числе по договорам гражданско-правового характера), обязаны представлять их в электронной форме. Это предусматривают пп. "б" п. 3 ст. 12, ч. 4 ст. 41 Закона N 213-ФЗ, п. 58 Инструкции N 987н.

 

Если вы подаете документы в бумажном варианте, вам нужно сгруппировать их в комплекты (пачки). Так определено п. 6 Инструкции N 192п.

Каждая пачка должна содержать документы только одного наименования, причем в нее надо включать не более 200 документов. Для формы СЗВ-4-2 пачка должна быть представлена не более чем на 200 застрахованных лиц (п. п. 6, 10 Инструкции N 192п).

 

Например, при передаче в Пенсионный фонд РФ форм СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2 их нужно сгруппировать по отдельным пачкам.

А если сведения по форме СЗВ-4-1 вы подаете, допустим, на 350 физических лиц, то в этом случае также надо сформировать два комплекта: один комплект - на 200 застрахованных лиц, а второй - на 150 застрахованных лиц.

 

В отдельные пачки также формируются сведения по формам СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2 (п. 11 Инструкции N 192п):

- представляемые по застрахованным лицам, выходящим на пенсию;

- подаваемые в отношении различных категорий застрахованных лиц;

- содержащие корректирующие сведения;

- содержащие отменяющие сведения.

Кроме того, сведения по форме СЗВ-4-2 представляются в отдельных пачках по работникам, работающим в различных территориальных условиях.

Все сведения должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации (п. 38 Инструкции N 987н, п. 9 Инструкции N 192п). Право подписывать такие документы руководитель может передать другому лицу, оформив для этого приказ (иной распорядительный документ) или соответствующую доверенность (Решение Верховного Суда РФ от 22.07.2008 N ГКПИ08-1497).

Как мы указывали выше, все передаваемые документы должны сопровождаться описью по форме АДВ-6-1. Эта опись составляется отдельно на каждую пачку документов (п. 7 Инструкции N 192п).

Опись подписывается исполнителем, заверяется подписью руководителя (доверенного лица) и печатью организации. Когда сведения представляет страхователь, который не является юридическим лицом, опись заверяется его личной подписью (п. 8 Инструкции N 192п).

Нередко территориальные органы Пенсионного фонда РФ помимо описей требуют от страхователей составлять еще пояснительную записку к представляемым сведениям.

Отметим, что вы не обязаны представлять такую пояснительную записку и тем более не должны соблюдать ее форму, которую рекомендуют органы Пенсионного фонда РФ. Ведь ни Закон N 27-ФЗ, ни Инструкция N 987н, ни Инструкция N 192п таких правил не устанавливают.

Однако если ваше территориальное отделение ПФР пояснительную записку требует и спорить с сотрудниками Фонда вы не хотите, то ее лучше все же приложить к сведениям. Форму записки рекомендуем уточнить непосредственно в вашем территориальном отделении.

Бывает, что территориальное отделение Пенсионного фонда РФ находит ошибки в представленных документах. В таком случае оно возвращает документы страхователю. Дело в том, что Фонд не вправе вносить в лицевые счета данные документов, которые оформлены с нарушениями. В таких случаях в течение двух недель после уведомления об ошибках вы должны представить в Пенсионный фонд РФ уточненные сведения (п. п. 39, 41 Инструкции N 987н). Фонд также вправе направить страхователю запрос с требованием представить сведения, подтверждающие, в частности, начисление и уплату взносов, стаж работников. Такие документы должны быть представлены в срок, указанный в запросе (п. 40 Инструкции N 987н).