Государственная служба наблюдения за состоянием природной среды

В 2000 г. Правительством Российской Федерации бы­ло утверждено постановление о создании Государствен­ной службы наблюдения за состоянием окружающей при­родной среды (ГСН). Она организована для наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физи­ческими, химическими и биологическими процессами, уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов (в том числе по гидробиологическим показате­лям) и за последствиями этого влияния на растительный и животный мир и для обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной инфор­мацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния.

Наблюдения осуществляются Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружаю­щей среды, Минприроды Российской Федерации при


участии других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации через систему стационарных и под­вижных пунктов наблюдений, в том числе постов, стан­ций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, располо­женных в различных природно-климатических районах, городах, промышленных центрах и на водных объектах (включая водохранилища и каналы) с различной антропо­генной нагрузкой, средств наблюдений авиакосмического и морского базирования (государственную и ведомствен­ные наблюдательные сети). Основные задачи ГСН:

1) обеспечение проведения наблюдений за состоянием
окружающей природной среды, оценка происходящих в
ней изменений и прогнозирование таких опасных явле­
ний и факторов, как:

— стихийные бедствия, обусловленные погодно-кли-
матическими причинами (наводнения, ураганные ветры,
засухи, сели, лавины и т. д.);

— неблагоприятные природные условия для отдельных
направлений хозяйственной деятельности (сельское, лес­
ное и водное хозяйство, энергетика, строительство,
транспорт и т. д.);

— антропогенные изменения состояния окружающей
природной среды, в том числе ее химическое, радиоак­
тивное и тепловое загрязнение, физические, химические
и биологические (для водных объектов) процессы;

— изменение естественного состава природных сред;

— изменение климата;

2) обеспечение органов государственной власти Рос­
сийской Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного са­
моуправления данными о фактическом состоянии окру­
жающей природной среды, ее загрязнении, а также ин­
формацией о происходящих и прогнозируемых изменени­
ях в ее состоянии;

3) обеспечение органов и организаций, входящих в
Единую государственную систему предупреждения и лик-


видации чрезвычайных ситуаций, оперативной фактиче­ской и прогностической информацией о состоянии окру­жающей природной среды в целях обеспечения безопас­ности населения и снижения ущерба экономике от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера;

4) обеспечение государственного санитарно-эпидемио­
логического надзора Российской Федерации необходимой
информацией о состоянии окружающей природной среды
для решения задач социально-гигиенического монито­
ринга;

5) обеспечение специально уполномоченных государ­
ственных органов Российской Федерации в области охра­
ны окружающей природной среды необходимой инфор­
мацией для комплексного анализа и оценки состояния
окружающей природной среды и использования природ­
ных ресурсов;

6) обеспечение заинтересованных организаций и насе­
ления текущей и экстренной информацией об изменени­
ях в окружающей природной среде, предупреждениями и
прогнозами ее состояния;

7) организация согласованного функционирования ве­
домственных и территориальных наблюдательных сетей с
целью комплексной оценки и прогноза изменений, про­
исходящих в природной среде;

8) обеспечение необходимой полноты и достоверности
информации о состоянии окружающей природной среды
и сопоставимости этой информации на всей территории
страны; оптимизация использования наземных, авиаци­
онных и космических систем наблюдений;

9) своевременное предоставление необходимой ин­
формации в Единый государственный фонд данных о сос­
тоянии окружающей природной среды, в иные фонды и
банки данных;

10) обеспечение согласованного функционирования
ведомственных и территориальных наблюдательных сетей
за состоянием окружающей природной среды с анало­
гичными международными и национальными системами.


Для получения специализированной информации о состоянии окружающей природной среды органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления могут формироваться территориальные наблюдательные сети. Порядок и усло­вия согласованного функционирования территориальных наблюдательных сетей в рамках Государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной сре­ды определяются совместным решением органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в соответст­вии с их компетенцией или органов местного самоуправ­ления и федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Территориальные органы Минприроды РФ совместно с территориальными органами Федеральной службы Рос­сии по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды устанавливают и пересматривают перечень объек­тов, владельцы которых должны осуществлять монито­ринг атмосферного воздуха.

Финансирование деятельности Государственной служ­бы наблюдения за состоянием окружающей природной среды осуществляется в пределах средств, предусматри­ваемых в федеральном бюджете на соответствующий год Федеральной службе России по гидрометеорологии и мо­ниторингу окружающей среды, другим федеральным ор­ганам исполнительной власти, осуществляющим в соот­ветствии с установленной им компетенцией мониторинг состояния окружающей природной среды, и в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работ­ников центральных аппаратов и их территориальных ор­ганов.