Методика знакомства с терминами «множество», «элемент множества», «часть множества».

В программу образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (со второй половины 6-го года жизни) включено следующее содержание: первичное знакомство с терминами «множество», «элемент», «часть множества», элементами графического изображения множеств и отношений, соответствия между элементами (круг, точка, стрелка, знаки “<”; “>”; “=”); продолжение формирования у детей умения выполнять такие мыслительные операции как синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация.

В качестве исходных позиций для реализации данного содержания принимается система взглядов на:

· математическое развитие как составляющую часть общего психического развития, включающую определенный уровень математических знаний, навыков и умений, уровень интеллектуальных умений и навыков, креативность, интерес к математике. Определение содержанием образовательной работы не только компонента элементарных математических представлений, но и развивающего компонента дает возможность осуществлять в процессе занятий математикой формирование целостной творческой личности;

· деятельностный подход как основополагающий при реализации образовательных задач; признание взглядов педагогов и психологов на игру как ведущий вид деятельности у детей от 3 до 7 лет. Деятельностный подход предполагает проведение образовательной работы не только в учебной деятельности (во время специально организованных занятий), но и во всех других видах деятельности (игровой, общении, познавательно-практической, элементарной трудовой, художественной). Приоритет игры в организации жизнедеятельности детей создает наиболее благоприятные условия для воспитания личностных качеств и индивидуальных проявлений ребенка.

· признание практико-ориентированной направленности математических знаний, навыков, умений дошкольников;

· принцип субъектности, который предполагает ориентацию на личность ребенка, постановку его в центр познаваемого мира, предоставление возможности самовыражения в разных видах деятельности, обеспечение реализации модели индивидуально-ориентированного развивающего образования дошкольников.

Алгоритмизация процесса воспитания и обучения здесь проявляется в поэтапном проведении образовательной работы.

На I этапе (I шаг алгоритма) ставится цель: формирование у ребенка мыслительных действий анализа, синтеза.

Решаются следующие задачи:

· учить определять существенные и несущественные свойства, признаки предметов и явлений;

· замечать количественное представительство предметов и явлений в окружающем мире.

Для решения поставленных задач детям предлагаются игры: «Кто внимательней», «Кто больше назовет», «Подумай – отгадай», «Много и один» и т.д., в процессе которых необходимо назвать (найти, угадать, увидеть и т.д.) предметы или явления, которые в окружающем мире представлены в единственном и множественном числе. Данные игры составляют первую серию игровых занятий.

Вторая серия представлена играми и игровыми упражнениями, которые предлагаются детям в определенной последовательности: на выделение различных свойств, признаков предметов, объектов, явлений; далее, как усложнение - на определение различий, сходства отдельных предметов, объектов, явлений, групп; и далее – закономерностей в свойствах, признаках.

Особое внимание должно уделяться введению в содержание игр выделения различных свойств, качеств, отличительных или сходных признаков самих детей, детей и взрослых (имена, фамилии, цвет глаз, возраст, цвет одежды, предметы одежды, любимые игрушки и т.п.). Это игры: «Во что одет твой товарищ», «Задумал - угадай», «Будь внимательным», «Что изменилось», «Найди отличия», «Что общего», «Какой, какая…», «Что спрятано?», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Собери цветок», «Засели дом» и т.д. Особая значимость данных игр определяется тем, что в рамках личностно-ориентированной парадигмы воспитания и обучения, гуманистической ее направленности вся работа должна вестись начиная с самого близкого и значимого для ребенка - себя самого, окружающих его людей (взрослых и детей), а затем переходить к миру окружающих предметов, объектов и явлений.

Данный этап является подготовительным для введения основных понятий.

II этап алгоритмизирован пошаговым введением основных понятий: множество, элемент множества, часть множества. Понятие “множество” вводится как замена слову “много”, следуя определенному алгоритму обучения:

1) Воспитатель задает вопросы: Кого у нас в группе много? Дети разные или одинаковые? Чем они не похожи? Чем похожи?

2) Педагог делает вывод: дети разные, но и Таня, и Коля, и Сережа, и … - дети. Задает вопрос: Почему мы их называем одним словом «дети»?

3) Затем воспитатель ставит аналогичные вопросы об окружающих детей предметах: Чего в группе много? (например: игрушек). Игрушки разные или одинаковые? Чем они не похожи? Чем похожи? Почему их можно назвать одним словом «игрушки»?

4) Вывод педагога: Игрушки разные. Их много, но мы их называем одним словом «игрушки», потому что ими можно играть.

5) Воспитатель объясняет, что в математике есть слово, которым можно заменить слово «много» - это слово «множество».

6) Воспитатель вновь возвращает ко множеству детей группы и предлагает детям заменить слово «много» на слово «множество», сказать так, как говорят математики: много детей – множество детей, много игрушек - множество игрушек, много растений - множество растений и т.п.

Упражнение детей в назывании множеств проводится через игру «Назови по-другому». Можно использовать различные ситуации: наблюдение явлений природы, рассматривание иллюстраций, обследование геометрических фигур, счет предметов, дежурство в уголке природы, в столовой и т.д. Таким образом, слово вводится в словарь, в обиход, становится привычным. Данный подход позволяет подвести сознание детей к тому, что словом «множество» можно обозначать любые группы предметов, если у них есть какое-то общее свойство, общий признак.

Следующее выражение, с которым следует познакомить детей - это «элемент множества». Введение данного выражения связано с процессом выделения единичного элемента из множества. Алгоритм обучения строится следующим образом:

1) Воспитатель задает вопрос: Кого в группе много? (Детей). Назовите это множество. Разные дети или одинаковые? Чем они не похожи? При назывании различных свойств, признаков, следует остановиться на том, что имена детей разные.

2) Воспитатель выбирает ребенка, имя которого не повторяется в группе детей. Например: Кристина. Задает вопрос: Сколько у нас детей с именем Кристина? Кристина одна во множестве детей. Мы можем сказать, так, как об этом говорится в математике: Кристина одна во множестве детей, значит она - элемент множества детей. В случае, когда имя повторяется дважды, трижды, можно обратить внимание на фамилию детей. В другой раз обращается внимание на цвет глаз или на особенность одежды, или на увлечение, или на любимую игрушку и т.п. В любом случае подчеркивается уникальность, единственность, неповторимость каждого ребенка в группе.

Затем воспитателю следует переходить к аналогичному анализу предметных множеств в группе.

Действие выделения элементов из множества и составления множества из элементов закрепляется в играх и игровых упражнениях «Угадай», «Магазин», «Покупки», «Сад и огород» и т.п.; детям можно задавать домашние задания (для выполнения самостоятельно или с родителями) типа «Найди дома какое-либо множество, назови его и нарисуй его элементы».

Выражение «часть множества» вводится посредством следующего алгоритма:

1) Воспитатель просит ответить на вопросы: Кого в группе много? Назовите это множество. Разные дети или одинаковые? Чем дети не похожи друг на друга? Чем похожи?

2) Затем задает следующее задание: каждому надо придумать способ разделить множество детей на две части и объяснить почему надо разделить именно так. Детям дается минута на обдумывание, а затем выслушивается первый способ. Например: мальчики и девочки.

3) Воспитатель предлагает девочкам встать в красный круг, а мальчикам - в синий. Это необходимо, так как наглядно демонстрируется разделение множества и дети подводятся к обозначению в дальнейшем множества через круг.

4) Воспитатель задает следующие вопросы: На сколько частей разделили множество детей? Назовите первую часть. Назовите вторую часть. Сколько элементов в первой части? Сколько во второй? В какой больше? В какой меньше? Как это проверить? (встать парами, протянуть ленты друг другу, пересчитать, провести по полу мелом линии и др.).

5) Далее выслушивается следующий способ разделения множества детей на 2 части (например, дети с красными флажками и дети с синими флажками; с бантиками и без бантов; в сандаликах - и не в сандаликах и т.п.). После его принятия аналогично должна анализироваться количественная характеристика частей, определяться их отношения (см. п.4).

Закрепление проходит в играх и игровых упражнениях типа: «Наведи порядок», «Рассели животных», «Кому что?» и т.д. Для показа реального разделения множества на части можно использовать расставленные в разных местах группы стульчики, два коврика, на пол приклеивать цветную клейкую ленту, два разноцветных больших напольных «цветка» и другие атрибуты. На групповом участке - разделять линией, начерченной на земле или на асфальтовой дорожке, рисовать мелом линию или два круга большого размера и т.д.