Руководитель как моральный лидер.

Особую роль в формировании морального климата организации играют нравственная позиция руководителя и его личные моральные качества.

Моральные обязанности руководителя:

1. Анализ ценностных аспектов любой проблемы, встающей перед организацией.

2. Контроль аффектов и эмоций.

3. Анализ предпочтений в организации в категориях «осознание», «вовлечённость», «приверженность», являющихся неопределёнными понятиями.

4. Реализация этического выбора – «делать не то, что хочется, а то, что следует».

Шесть этических моделей лидерства:

1. лидер-защитник (опекун);

2. лидер – «конфуцианский мудрец»;

3. выразитель идеи социального равенства;

4. лидер – «неостоик» - преобладает чувство долга и приверженность к классическим этическим нормам;

5. лидер-суперпрофессионал;

6. харизматический лидер.

Власть – это способность оказывать влияние на поведение людей. Использование власти в процессе управления по отношению к индивидууму, группе и организации в целом, подразумевает, что:

- власть – это потенциал в распоряжении её пользователя, т.е. она существует постоянно, а не только тогда, когда применяется;

- между пользователем власти и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;

- тот, по отношению к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.

Концепция власти строится на взаимодействии сотрудников и групп в организации. Власть по должности не определяется самой должностью, а делегируется должностному лицу теми, кому оно подотчётно. Объём такой власти зависит от уровня доверия, которое должностное лицо может получить от вышестоящего руководителя. Делегированная сверху власть может быть в любое время отозвана.

Делегирование – передача задач и полномочий получателю, который принимает на себя ответственность за них.

Главное правило делегирования – все дела руководства делегировать нельзя.

Необходимо делегировать:

-рутинную работу;

- специализированную деятельность;

- частные вопросы;

-подготовительную работу.

Не стоит делегировать:

-установление целей, принятие решений по выработке политики предприятия, контроль результатов;

- руководство сотрудниками, их мотивацию;

-задачи особой важности;

-задачи высокой степени риска;

-необычные, исключительные дела;

-актуальные, срочные дела, не составляющие времени для объявления и переподготовки;

-задачи строго доверительного характера.

В отличие от власти по должности личная власть – это степень уважительного и преданного отношения к её обладателю со стороны подчинённых. Такой тип власти основан на близости целей и делегируется снизу, от подчинённых.

Наиболее благоприятной ситуацией является сосредоточение в одних руках личной власти и власти по должности.

Организационные основы власти по должности составляют её источники: принятие решений, вознаграждение, принуждение, власть над ресурсами, власть связей.

Современная практика управления практически исключает принятие решения одним человеком. В подготовке решения принимают участие различного рода специалисты и эксперты, поэтому степень использования принятия решений как источника власти зависит от возможностей должностного лица влиять на конкретные решения на всём протяжении процесса их принятия.

Власть вознаграждения проявляется в том, что в зависимости от ожидаемого уровня трудовых усилий в форме благодарности, премии, вознаграждения, дополнительного отпуска и т.п., подчинённый прилагает определённую степень усердия в исполнении приказов и распоряжений руководства.

Принуждение как источник власти определяет способность руководителя влиять на поведение подчинённого посредством наказания, выговоров, штрафов, понижения в должности и т.п. В основе восприятия этого источника власти лежит страх быть наказанным за невыполнение распоряжения.

Для своего функционирования организация должна располагать различного рода ресурсами, регулирование доступности которых образуют источник власти.

Власть связей строится на способности должностного лица воздействовать на подчинённых через воспринятую ими равнозначность данного лица с влиятельными людьми в организации или за её пределами.

К группе источников, составляющих основу личной власти, относятся: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации.

Экспертная власть не связана с определённой должностью, а определяет способность человека влиять на поведение других людей исходя из своего боле высокого уровня подготовки, образования, опыта и таланта, умения, навыков, а также наличия специализированных знаний.

Власть примера связана со способностью влиять на подчинённых благодаря личной привлекательности, основанной на личностных качествах и стиле руководства.

Право на власть разделяет руководителей одного уровня по способности использования властных полномочий.

Власть информации основана на возможности доступа нужной и важной информации и умения использовать её для влияния на подчинённых, так как позволяет её обладателю принимать оптимальные решения.

Суть использования властных полномочий в управлении персоналом заключается в единстве групповой организации и единоначалия.