Внимание в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

Непроизвольное внимание Л.С. Выготский называет натуральным, т.к. в его основе лежит чисто органический процесс, процесс развития и созревания нервных аппаратов ребенка, т.е. первоначально внимание ребенка начинается и осуществляется по известному физиологическому принципу доминанты. У новорожденных это пищевая доминанта. Дальнейшее развитие внимания связано с появлением новых сложных условных рефлексов, новых доминант. С возрастом органическое развитие формирования внимания отступает на второй план, начинает преобладать культурное развитие внимания. Под культурным развитием подразумевается эволюция и изменение самих приемов направленности и работа внимания. Культурное развитие внимания начинается также в самом раннем возрасте при первых социальных контактах, в процессе приспособления к социальной среде. В этом процессе у ребенка развивается та социальная форма поведения, которая называется произвольным поведением и которая является основой произвольного внимания. С.Л. Выготский считает, что корни произвольного внимания надо искать не внутри, а вне личности ребенка, т.к. окружающие ребенка люди начинают направлять его внимание с помощью различных внешних стимулов, руководят его вниманием, учат подчинять внимание своей власти и этим самым дать в руки ребенка те средства, с помощью которых он в последствии сам овладеет своим вниманием. Произвольное внимание имеет социальную природу. Как формируется произвольное внимание? Ребенок должен сначала подчиняться приказу взрослого, чтобы потом подчиняться собственной словесной инструкции. Если ребенок научится подчиняться приказу, он научится также подчиняться самоприказу, т.к. он имеет опосредованный характер.

Эксперименты по обоснованию теории культурного развития внимания.

Опыт 1. Произвольное внимание по своему строению имеет опосредованный характер. Известно, что если предложить ребенку одного года ряд игрушек, то он тянется к любой. У ребенка одного года и двух месяцев на приказ дать петушка взор ребенка обращается к этой игрушке, а рука хватает любую игрушку. В этом случае речевая инструкция активизирует реакцию, но ориентировочная реакция подавляет речевую и ребенок хватает что попало. У ребенка двух с половиной лет ситуация иная. Если повторить тот же опыт, то действия ребёнка уже подчиняются речевой инструкции, внимание ребенка направлено на определенный объект.

Опыт 2. Деревянная чашка и кружка. На глазах у ребенка в чашку опускается монетка. Ребенок 1,5 лет тянется к любому предмету; ребенок 2,5 лет видел, куда опустили монетку, и правильно ее находит. В этом случае инструкция взрослого помогает ребенку, если она сопровождается зрительным восприятием. Если задержать руку ребенка на 10-15 секунд, то регулирующая роль речевой инструкции утрачивается. Внимание еще не прочное. Однако ребенок 3 лет и после паузы может выполнять инструкцию.

Опыт 3. Исследовалось чистое влияние речевой инструкции (без зрительного восприятия). Делается экран (перегородка). Ребенок не видел, куда опускается монетка. Ему просто говорят, что монетка в чашке за экраном. Экран снимается, и дети должны найти монетку. Дети до 3 лет задание не решают и только после 3 лет зрительная опора не нужна, достаточно словесной инструкции, чтобы ребенок удерживал внимание по требованию взрослого.

Опыт 4. Более сложной формой произвольного внимания является интеллектуальное внимание. Ребенку дается ряд картинок с изображением собак и сторожей, собак и охотников, собака кормит щенков и т.д. Задача: где собака служит человеку. В 3 года ребенок не решает задачу. И только после 4 лет такая задача решается, потому что появляется самоинструкция, где ребенок сам ставит задачу, т.е. это первые зачатка произвольного внимания.

Таким образом, внимание формируется под влиянием речевой инструкции.