Вопрос 42
Стилистические (РИТОРИЧЕСКИЕ) фигуры.
Это особое выстраивание предложения, с целью создания особенной окраски, с целью убедить читающего.
Классификация.
1. Фигура, построенные на основе повтора и перечисления:
1)Анафора (или единоначатие (др.-греч. ἀναφορά — приписывание, средство к исправлению) — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков) Где эта улица, где этот дом?. Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах) и эпифора (повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи, противоположность анафоры) .
2) Структурный параллелизм (риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова) - Твой ум глубок, что море, Твой дух высок, что горы.
3) Антитеза. Ты прозаик – я поэт.
4) Градация. Восходящая и нисходящая. Стилистическая фигура (см.), состоящая в последовательно нарастающей группировке выражений, относящихся к одному предмету. «Пришел, увидел, победил» (слова Цезаря); «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» (Грибоедов)
5) Анадиплозис – перечисление с подхватом. Повторение одного или нескольких слов таким образом, что последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части. Тем самым они связываются в единое целое. По современной стихологической терминологии повторение конца стиха в начале следующего. (См. контрольную).
6) Амплификация стилистическая фигура, представляющая собой ряд повторяющихся речевых конструкций или отдельных слов. Амплификация является одним из средств усиления поэтической выразительности речи. Амплификация как стилистический приём выражается например в накоплении синонимов, антитез или может принять вид повышения, то есть расположения выражений, относящихся к одному предмету, по принципу нарастания их значимости, эмоциональной действенности и т. п. За всё, за всё тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слёз, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченный в пустыне…
7) Зевгма (наложения). Фигура речи, заключающаяся в том, что слово, которое в предложении образует однотипные синтаксические сочетания с другими словами, употребляется только в одном из этих сочетаний, в других же опускается (Почтен дворянин за решеткою своей башни, купец — в своей лавке (Пушкин, «Сцены из рыцарских времен») — слово почтен здесь употреблено только один раз, во второй раз — подразумевается). В традиционной античной риторике зевгма не была связана с представлением о нарушении логических и смысловых связей, в современной же риторике часто подразумевается, что зевгма основана на нарушении закона логического тождества (Шёл дождь и отряд красноармейцев, Сегодня в Кремле президент принял представительницу ОБСЕ и военную доктрину). Подобное представление о зевгме как стилистической ошибке восходит к трудам Адольфа Кноха.
8) Многосоюзие. Полисиндетон. Или асиндетон (отсутствие союзов). Последовательность соподчиненных слов или предложений без соединения их союзами (напр., «Швед, русский, колет, рубит, режет» — Пушкин) или соединение всех членов такого ряда союзами.
2.Фигура, построенная на изменение в положении синтаксических конструкций:
1) Инверсия. Есть нейтральный порядок слов (Птички небесные – уже отклонение).
2) Сегментация – это когда мысль подаётся двуступенчато. Именительный темы, но не только. Сначала тема, а затем рассуждение. Любить! Но кого же?
3) Парцелляция.
4) Вставные конструкции – парантеза, то есть вставка.
3.Фигуры, связанные с изменением объёма высказывания (недоговорённости, пропуски):
1) Эллипсис
2) Умолчание – многозначительные пропуск. Сопровождается многоточием. Если бы только о работе… Иногда автор затем раскрывает мысль.
4.Риторические фигуры.
1) Риторический вопрос. Это утверждение в очень эмоциональной форме.
2) Риторическое обращение. О русская земля!
3) Риторическое восклицание. Какое лето! Что за лето!