Принципы обучения в начальном периоде
I. Тенденция к раннему обучения обязывает педагога учитывать возрастные особенности мышления и восприятия ребенка: остроту, впечатлительность, эмоциональность, преобладание процессов возбуждения над торможением, короткие периоды слухового внимания, моторную активность и гибкость, конкретность воображения, а также добросовестность в выполнении заданий, быструю утомляемость от однообразия и др.
Поэтому музыкально-дидактический принцип обучения маленьких детей - это принцип игры, сказки; привычных детских действий (движений).
Любое понятие должно иметь яркий, понятный образ, характер, действовать и быть задействованным в игре.
II. Принцип «комплексного метода» воспитания позволяет обеспечить гармоническое развитие личности ребенка и задействовать все уровни психической организации ребенка и его восприятия:
1) в интеллектуальной сфере:
а) сенсомоторное восприятие (упражнения, движение, звукоизвлечение, координация);
б) пространственно-слуховое восприятие («слышу-запоминаю»);
в) пространственно-визуальное восприятие — «звук-видеоряд»-(картинка), («вижу-слышу-запоминаю);
г) понятийно-логическое восприятие («вижу-понимаю-запоминаю», «вижу-слышу-понимаюприменяю») и конечный вариант: «знаю-понимаю-слышу-играю-слышу-понимаю-корректирую (потому, что знаю)»;
д) эмоциональное восприятие: яркость образов музыки побуждает ребенка к самостоятельному процессу, рождает желание повторить, таким образом влияя на
е) мотивационно-волевую сферу, побуждая заниматься, стараться наилучшим образом воспроизвести музыкальный материал.
2) включение всех видов разнообразной деятельности ребенка в процесс обучения:
а) практическая деятельность - психотехнические упражнения, игры, движения, звукоизвлечение, «собственно манипуляции с предметом» - самостоятельное исполнение;
б) познавательная деятельность - «вижу, слышу, переживаю, запоминаю, повторяю» много нового, интересного музыкального материала; расширение музыкального кругозора;
в) художественно-эстетическая деятельность ребенка обусловливается глубиной впечатлений от музыки и развитием его исполнительских, артистических навыков, пониманием музыкального языка и осознанным исполнением;
г) коммуникативная сфера ребенка хорошо развивается в групповой форме обучения: возможность сравнивать свои действия, согласовывать; мобилизовывать ресурсы для лучшего исполнения; в классе действует реальная атмосфера: «исполнитель-слушатели» — что создает привычку «работать на сцене»;
д) духовно-ценностная деятельность — создание у ребенка чувства своей значимости для слушателя, и ответственности за качество исполнения, что помогает стимулировать весь потенциал умственных, волевых, духовно-образных, двигательных способностей и формировать внутреннюю направленность личности и систему ценностей в будущей деятельности в качестве музыканта.
Принцип «комплексного подхода» проявляется как в отдельном упражнении, в отдельном произведении, так и в построении отдельного урока (развитие нескольких навыков).
III. «Спирально-веерный» принцип в построении как целого педагогического процесса, так и отдельной темы, или урока:
а) «целостная картина» (например, интервалы: знакомимся со всеми — учим «итальянский счет», характер и попевку каждого интервала; затем следующий этап);
б) «детализация» — закрепление на конкретном музыкальном материале наиболее характерных интервалов (например, Соколова «Баба страшная Яга» — закрепление секунды, квинты и октавы) и т.д.;
в) возвращение к «целостной картине» на новом витке знания; закрепляем все интервалы (например, Артоболевская «Вальс собачек»; на более сложных пьесах: Майкапар «В садике»).
IV. Принцип обучения строится на строго профессиональной основе:
а) все теоретические понятия обозначаются двойным названием: «шаги-доли», «такт-квартира», «квинта-медуза», «субдоминанта-бабушка», «министр-доминанта» и т.д.;
б) при звукоизвлечении все движения руки, кисти, запястья, пальцев называются на профессиональном языке, принятом в детской практике: вниз рука — «вдох», вверх рука — «выдох», «шалашик-свод», «браслетик-запястье», «фонарики-пястные косточки» и т.д.;
в) акт обучения строится:
— получение новых знаний,
— трансформация знаний, перестройка,
— оперирование новым знанием (упражнение, конкретное действие),
— проверка адекватности знаний (вопросы, игры, упражнения — «обманки», пьески),
— оценка: за радость свершения трудной работы побудить ребенка испытать свои силы в полном поглощении самостоятельной работой — сначала в классе, потом дома.
V. Обязательные понятия, формируемые в процессе обучения:
1. «Выше-ниже» (на слух и на клавиатуре)
2. Строение клавиатуры, полутон, тон, диезы, бемоли
3. Доли («шаги»), длительности, паузы; дуоли, триоли, пунктиры (на слух и в записи)
4. Лад: тоника, тональность, ступени лада, функции лада; трезвучия с обращениями
5. Звукоряды и их аппликатурные принципы: симметрия, параллелизм; позиция, подкладывание, перекладывание
6. Гамма, аппликатурные позиции; хроматическая гамма
7. Основы звукоизвлечения: нон легато, легато, стаккато и их обозначения
8. Динамика и ее варианты (ближе-дальше):
f, p, mp, mf, < , >;
9. Темпы - «Кони» — «модерато — 80 км»,
— «аллегро — 120 км»,
— «адажио — 60 км»,
— «ленто — 48 км»,
— «гравэ — 40 км»,
— «престо — 160 км»
10. Интервалы и их аппликатурные принципы; обращения интервалов
11. Размер, такт, тактовая черта; сильная доля
12. Основные жанры (песня, колыбельная, марш, вальс, полька, галоп, менуэт, дуэт, этюд, пьеса)
13. Мотивы, фразы, элементарные формы - 2-х ч., 3-х ч.
14. Ключи, нотные станы, акколада, реприза, фермата, ноты, лига, «лига-хорей»
15. Подбор по слуху, транспорт, варьирование, элементарное сочинение, аккомпанемент, ансамбль
16. Квинтовый круг тональностей; количество диезов и бемолей
17. Украшения: форшлаг, группетто (опевание), мордент
18. Полифония - контрапункт, канон, имитация
19. Чтение с листа, навык разбора
VI. Период начального обучения условно можно разделить на этапы:
1-ый «ознакомительный» (подготовительный)
2-ой «донотный»
3-ий «обучение нотной грамоте»
4-ый «репертуарный, исполнительский»
VII. Значение подготовки педагога к уроку; роль наглядных пособий; целенаправленность в выборе репертуара для ребенка, репертуара для слушания; значение качественного, выразительного показа и пения педагога.