Продукция предприятия. Производственная программа.
Продукция – все количество продуктов, произведенных за определенный промежуток времени на предприятие.
Производственная программа предприятия — ведущий раздел перспективного и текущего планов предприятия, оказывает влияние на все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия и прежде всего на уровень использования производственной мощности, объем материальных, производственных и финансовых ресурсов, численность промышленно-производственного персонала, себестоимость продукции и прибыль.
При разработке производственной программы большое значение имеет правильный выбор способа выражения и единицы измерения заданного объема работ. Стоимостные измерители объема производства носят обобщающий характер и являются универсальными при взаимоувязке всех разделов планов предприятия. В них измеряется товарная, валовая и реализуемая продукция.
Товарная продукция - стоимость продукции, которая выпущена в плановом периоде и подготовлена к реализации. Отличается от реализованной на величину изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец планового периода.
Товарная продукция - это предназначенные к реализации все виды готовой продукции и полуфабрикаты собственного изготовления, работы и услуги производственного характера, выполняемые на сторону, продукция вспомогательного хозяйств, предназначенная для реализации на сторону.
,где ГП — стоимость готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону; п/ф — стоимость полуфабрикатов своей выработки, предназначенных для реализации на сторону; РПХ — стоимость работ и услуг, реализуемых на сторону.
Объем валовой продукции включает общий объем работ, намеченных к выполнению или выполненных независимо от места нахождения потребителя и степени готовности продукции. Валовая продукция (ВП) определяется по формуле:
, где ТП — товарная продукция; НЗПнг, НЗПкг — стоимость незавершенного производства соответственно на начало и конец
года.
Реализуемая продукция - стоимость продукции (работ, услуг), которая будет поставлена покупателям (заказчикам) и оплачена ими в плановом периоде.
Объем реализованной продукции (РП) является одним из основных показателей, по которому оцениваются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия:
РП=ТП+ОГПн.г-ОГПк.г+ОТн.г-ОТк.г , где ОГПнг, ОГПкг— стоимость остатков нереализованной продукции соответственно на начало и конец года; ОТнг, ОТкг — стоимость товаров отгруженных, но не оплаченных, соответственно на начало и конец года.
По каждому отдельному виду продукции или изделию объем выпуска устанавливается обычно в натуральных единицах, применяемых для данной продукции (штуки, тонны и т.д.).
В целом по предприятию показатели товарной, валовой и реализованной продукции устанавливаются в денежном выражении.