Классический период античной философии. Софисты. Сократ, Платон, Аристотель.

Основным достижением софистов было то, что они переместили глаыную проблему философии с физиса на человека. Софистика-сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов. Софисты впервые сделали философию своей профессией, они брали деньги заобучение, они сами искали себе учеников. Одним из самыз известныз представителей софистов был Протагор. Его основное положение заключалось в том,что он полагал человека как меру всех вещей.

Тема человека входит в фил вместе с софистами. Софисты - учение мудрости кот учил ораторско­му искусству.

Сущность учения софистов выразил Протагор. Ч-к есть мера всех вещей. Критерием оценки любого явления выступают чувства ч-ка. Софисты ориентируются на отдельного индивида, объявляя его - со всеми его особенностями субъ­ектом познания.

Софисты: в корне меняют предмет исследования: они переключаются на проблему человека и в центр исследования ставят слово. Горгий, Протагор: основные положения их теории: Человек есть мера всех вещей, которые существуют т.к. они существуют, и которые не существуют, т.к. их нет. Впервые разделили законы природы и законы, созданные обществом. Софисты обращаются к мышлению человека. Протагор: утверждал, что всё возникает из-за чего-то или в связи с чем-то. Вещи он представлял как материю, которая меняется, но и человек тоже является изменяющейся материей. Человек есть мера всех вещей. Материя изменчива и текуча, мысли тоже. Абсолютной истины нет, но существует относительная истина. Протагор говорит, что наше познание зависит и от самого предмета, а также и от сознания которое формируется у человека. Сократ: критиковал натурфилософию : если вода является источником всех вещей то откуда она сама взялась? Основной интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человеческое сознание и кто такой человек. В центр он ставит нравственные проблемы. Сократ стремился искать истину сообща, в ходе бесед, отбрасывая всякие общепринятые мнения, пока не найдёт истину. Ирония Сократа: с помощью неё он порождал у своих собеседников сомнение в истинности всяких общепринятых мнений. Сократ стремился привести собеседника к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Сократ пытался определить, что такое добро или справедливость. Сократ утверждал что только добродетельный человек может быть счастливым. Сократ был убеждён, что незнание является предпосылкой знания. Человек, если он не знает что-то и знает об этом, будет стремиться узнать это. "Познай самого себя". Сократ. школы: Мегарики: Евклид (противники называли эту школу эвристической (эвристик - спорщик)). В основе их учения лежала мысль, что предметом знания могут бать также бестелесные виды или общее, постигаемое посредством понятий. Это общее совпадает с единым благом и неизменно. Ни чувственный мир, гибель, движение, изменение невозможны и попытка осмыслить их ведёт к противоречию. Евклид утверждал, что существует одно благо, которое называется разными именами, иногда разумом, богом или умом, а противоположное благу он отрицал, говоря что оно не существует. Мегарики отрицали движение, они утверждали, что ничто не движется, но всегда оказывается продвинувшимся. Киренаики: основатель Аристипп. Киренаики школа отвергала изучение природы, считая её непостижимой. Киренаики утверждали, что душе могут быть свойственны только 2 состояния: наслаждение (плавное движение), и боль (резкое движение). Наслаждение - цель жизни. Богатство не благо а средство для достижения наслаждения. Нет ничего объективно справедливого или прекрасного, т.к. всё определяет человек. Аристипп утверждал, что предметом знания может быть только практически достижимое благо и ощущения, т.к. в них постигаются не свойства вещей, а наши индивидуальные восприятия. Критерием блага может считаться испытываемые нами при ощущениях наслаждения/боль. Феодор вывел отрицание богов; считал целью деятельности не наслаждение, а радость. Киники: Основатель Антисфен: выступал против учения Платона о бестелесных постигаемых умом идеях. Диоген (ученик Антисфена). Антисфен: отр-ие реаль-ти общего. Сущ-ют только единичные вещи. Понятие - лишь слово, которое объясняет, чем вещь бывает или что она есть, поэтому применение к отдельным предметам общих понятий невозможно: невозможно соединение различных понятий в единство суждения, ни определение, ни противоречие, т.к. о вещи может быть высказано только суждение. Учение Платона несостоятельно, т.к. восприятию доступен единичный экземпляр вида, который человек воспр-ет чув-но, но никак не сам этот вид. Мудрость состоит в познании блага, которое является достоянием любого отдельного лица, а целью жизни является не богатство, а спокойствие, основанное на отрешении от имущества, от наслаждения и т.п. Отсюда - идеал простоты, состояние презрения к нуждам, кроме основных, без которых невозможно жить, насмешка над условностями и религиозными предрассудками, безусловная свобода. Платон: его учение о мире людей и мире вещей. Идеи воплощаются в аморфную материю из которой возникают вещи. Человек - соединение тела, которое смертно, и души, которая бессмертна. Мир идей находится вне физического пространства, не разлагается на части (всегда ровен). Идеи бессмертны и неуничтожимы. Они не постигаются чувствами/размышлениями, являясь причиной всего, не перерождаются и близки к божественному. Мир вещей противоположен миру идей. Вещи находятся в физическом пространстве, они состоят из частей и могут на них разлагаться. Они неодинаковы и изменяются. Вещи могут быть уничтожены, исследуются с помощью чувств, они могут быть полезны, близки человеку. Душа часто улетает в мир идей, запоминает там все, затем вселяется обратно в человека, которому остается только вспомнить, что душа там видела. Платон придумал такое государство, где правят философы, у которых нет семей и имущества; в их подчинении находятся воины, которые держат народ(крестьян, которые живут и работают на земле) в состоянии мира. Это почти тоталитарное государство, а в добавок ко всему этому, он считал, что должна существовать цензура литературы. Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей. Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находятся в человеке. Аристотель считал материю инертным/аморфным состоянием, форма проникает в вещь и организует её. В боге форма развита полностью. Бог - неподвижная форма, он не изменяется, но в то же время сам является двигателем развития материи. Аристотель - основатель формальной логики: 3 закона: 1) Закон тождества АєА 2) Закон противоречия(не может быть сразу и А и неА) 3) Закон исключения третьего(может сущ-ть А или неА, но ничего больше). Наивысшими фор-ми гос-ой власти Аристотель считал формы, в которых исключена возможность корыстного использования власти. Власть должна служить всему обществу. 10 категорий Аристотеля: качество, пространство, время, место и т.п.