ЯЗЫК И ПОЗНАНИЕ: ОПЫТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО РАССМОТРЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Когда в современной философско-методологической литературе обсуждается тема «Язык и познание», то в центре внимания, как правило, оказываются сюжеты, посвященные роли языка в структуре познавательной деятельности.

«Язык» - инвариант языковой деятельности. В ходе анализа значений (смыслов) языка выделяются единицы его звуковой (или иной) материи, способные выполнять функцию означения. Предмет лингвистической теории составляют структуры, образованные этими единицами, способные выполнять смыслоразличительные функции различного рода. Реальное функционирование языка происходит всегда в рамках неязыковых контекстов и конкретных ситуаций общения, а эта сторона дела выражается уже в термине «речь».

Язык существует, не иначе как реализуясь в коммуникациях, участвуя в процессах мышления и познания.

В лингвистике объективно языковое исследование отрывает «язык» от исторически конкретного процесса языкового творчества. Язык как предмет объективного исследования теряет связь с сознанием и творчеством конкретного исторического субъекта. Субъект языковой действительности интерпретирует «язык» в «речи».

Реализовавшиеся в лингвистике исследовательские позиции могут быть представлены так:

1. Первая из них (дискриптивная), провозглашает анализ фрагментов языка и совершенствование соответствующих методов основной задачей лингвистической науки.

2. Вторая позиция (формалистская) допускает наличие определенной упорядоченности в использовании языка, причем источник этой упорядоченности усматривается в самом языке.

3. Третья позиция (генеративизм) утверждает принципы процессов происхождения реальности языка на базе «языковых» структур.

Специфика гуманитарных знаний может быть зафиксирована не вне, а только в контексте логико-методологического контекста науки.

Совокупность норм, управляющих языковыми способностями субъекта, есть грамматика языка. На ее базе порождаются высказывания.

Знание языка, позволяющее человеку строить бесконечное множество правильных высказываний, Хомский определяет как компетенцию, а способность строить конкретные правильные высказывания – как употребление. Предметом лингвистики является компетенция. Употребление принадлежит сфере психологии мышления.

«Язык» - объективно существующие результаты языковой деятельности, а знания о языке (лингвистической теории) – сознание субъекта языковой деятельности.

Активное воздействие языка на человеческое познание носит направленный характер, и именно потому, что язык обладает специфической функцией – функцией общения. В структуре языковых значений содержится компонент, направляющий использование языка и его воздействие на процесс восприятия мира, в конкретных ситуациях общения.

Сознание по своей сути не является чем-то самостоятельным, его импульс обращен во вне, на усвоение или освоение (через то или иное эмоциональное отношение) содержания внешней действительности. Сознание обращено к внешней действительности и только в этом обращении сознание фиксирует свой предмет. Эмоциональное отношение отталкивается от воспринятого, корректируя деятельность индивида по формированию образа реальности. Процесс осознания – последовательность непрерывно видоизменяющихся интенций и эмоциональных оценок.