Билет №6

1.Основные принципы восстановительного обучения при афазии

Принципы делят на психофизиологические,психологические и психолого-педагогич.

Психофизиологич.:

1)необходимо провести тщательный нейропсихологич. анализ нарушения ф-ции и выявление ее механизма,т.е.первичного дефекта.Принцип квалификации дефекта позволяет наметить поставному дифференцированных задач и применение адекватных дефекту методов.

2)использование сохранных анализаторных систем и их пластичности, на предоставлении о полирецепторности их афферентного поля и о запасном фонде аффернтаций.

3)создание новых функциональных систем на основе афферентаци,не принимавших прежде прямого участия в отправлении пострадавшей ф-ции.

4)должны учитываться наличие разных уровней организации,на кот.может быть реализована пострадавшая ф-ция.Опора на разные уровни организации псих.ф-ций,в том числе речи.

5)опора на всю псих. сферу человека в целом и на отдельные сохранные псих.процессы(память,внимание,мышление,воображение)

6)Анохин,Берштейн,Лурий Принцип контроля:лишь постоянный поток обратной сигнализации обеспечивает слияние выполняемого действия с исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок.Отсюда понятно использование ряда средств в восстанов.обучении.

Психологич.:

1)принцип учета личности больного.Обучение происходит из задач лечения чел.

2) принцип опоры на сохранные формы деятельности больного.Остаются сохранными опыт интеллектуал.,речевой,трудовой и игровой.

3)принцип опоры на деятельность больного.Обучение,труд,игры и общение играют ведущую роль в формиров.псих.процессов.

4)принцип организации деятельности больного.Важна организации деятельности и управление ею.(Выготский Гальперин Леонтьев)

5)программированное обучение.Нужна организации где больной выполняет операции,а затем и дейсвтия с целью выполнения задач.

6)системное воздействие на дефект.Основан на концепции истемного подхода к анализу дефекта(Выготский) Принцип прдусматривает воздействие на нарушенную речь с опорой на др.псих.ф-ции(память мышление и тд.)

7)учет социал.природы чел.Леонтьев:принцип явл.соц.существом и все чел.в человеке порождается его жизнью в условиях общества и созданной чел.культуры.

Психолого-педагогич.принципы:

1)от простого к сложному.Выдвигает требования к подбору материала.

2)объем и степень разнообразия материала-вербального и наглядного должен быть комфотртным.(не загружать больного и не становится его предметом)

3)сложность вербального материала.При подборе материала должны учитываться объективная и субъективная лексика:фонетич.сложность,длина слова и тд. 4)эмоционал.сторона матреиала должна создавать благоприятный фон для занятий,снимать напряжение.Первым методом к восстановлению речи явл.адекватность механизма наруш.речи.Восстановление обучения должно должно идти от его механизма.Обходность метода.Обход непосредственного дефекта,с целью его преодоления с опорой на сохранные уровни и звенья в структуре ф-ции.Системность методов.Метода должны быть системными.Системность обеспечивает принцип системного воздействия на дефект и восстановление на частных речевых операций,вербальное поведение в целом.

2. Развитие связной речи при моторной алалии.

Для стимуляции речи полезны игры,включ.отдельные слова и восклицания.Игры должны проводится во время внешкольных занятий.Хейкинен О.А.собрала больльшое кол-во игр и разработала методику применения.(игра в мяч с восклицаниями “лови! Дай!”,игра в гуси лебеди.Хозяи кричит”домой!”,гуси отвечают “га га га” )

Работа над связной речью начинается с формирования мотива деятельности и организации развернутой программы высказывания. В качестве плана высказывания используются серии сюжетных картин, символика, подстановочные картинки с изображением отдельных эпизодов или отдельных предметов. Дети раскладывают картинки в нужной последовательности, отвечают на вопросы по отдельным эпизодам, составляют рассказ по опорным словам, сначала с помощью логопеда, затем самостоятельно.

При формировании связной монологической речи закрепляется умение детей строить и отдельные предложения и целостный текст.