Экологическая и социально-гуманитарная составляющая научно-технических проектов. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

Наука стала одним из источников глобальных кризисов современной цивилизации, она же взяла на себя ответственность за их преодоление. Усиление антропогенного влияния на окружающую среду, технологического давления на мир привело человечество к порогу эпохи глобальных кризисов. Антагонистический характер приобрели не только противоречия техногенной деятельности человека и адаптивных возможностей природных циклов, направленных на утилизацию отходов производственных процессов. Антагонизм характерен для роста материально-энергетических потребностей человечества и ограниченных ресурсов природных экосистем.

В современном мире ежегодно добывают 3,5 млрд. тонн нефти, 4,5 млрд. тонн каменного и бурого угля. Ученые указывают на конечный характер природных ресурсов и ограниченные возможности природных комплексов поглощать и нейтрализовать отходы человеческой жизнедеятельности. Создавая мир искусственного, человек активно вмешивается и перестраивает естественные биохимические циклы. Из истории человечества известно, к чему может привести нарушение природного порядка, так, в Лондоне в XIV веке из-за использования каменного угля весь город погрузился в дым.

Ученые во всеуслышание заявляют о глобальных проблемах современности, к которым относятся и проблемы, охватывающие систему «мир-человек» в целом и которые отражают жизненно важные факторы человеческого существования. Глобальные проблемы имеют не локальный, а всепланетарный характер. От их решения зависят предотвращения глобального кризиса современной цивилизации, жизнедеятельность общества, судьба человечества, состояние природной среды, социальный прогресс. Глобальный кризис свидетельствует о саморазрушении мира, созданного человеком, он деструктивно сказывается на жизни, здоровье, психике, составляющих общество индивидов. Глобальный кризис охватывает как экологические, экономические, технически6е области, так и сферу социального, политики, демографии. В силу неравномерности социально-экономического развития различных государств, глобальный кризис достиг к началу XXI в. своей небывалой остроты. Выход из кризисного состояния предполагает ликвидацию социальных антагонизмов, активизацию международной деятельности, направленной на введение в жизнь юридических мер природопользования, мер по достижению глобального равновесия.

К глобальным проблемам (ГП) современности относят экологические, демографические, проблемы кризиса культуры, проблемы войны и мира, терроризма. К причинам возникновения ГП относят: усиленный рост потребностей человека, возросшие масштабы технических средства воздействия общества на природу, истощение природных ресурсов. Особенностью ГП является их тесная взаимосвязь, так, что обострение одной из них влечет за собой и обострение остальных. В силу этого ГП должны решаться комплексно и совместно. Ученые бьют тревогу в связи с обострившейся демографической проблемой, которая обусловлена не только спадом рождаемости, но и новыми тенденциями развития семьи и семейных отношений. Особую тревогу вызывают проблемы социального неравенства (одна треть населения развивающихся стран живут в абсолютной нищете).

Что касается экологических проблем, то актуальной становиться просветительская работа, направленная на формирование экологического сознания человечества и подрастающего поколения, в частности. Наука отреагировала на ГЭП созданием новой отрасли – социальной экологии (СЭ). В осмыслении кризисных ситуаций складывающихся в мире огромную роль сыграл Римский клуб. Начиная с 1968 г. его участники под руководством итальянского экономиста Аурелио Печчеи посвящали свои доклады изучению проблем связанных с ограниченностью земных ресурсов. Возникшая СЭ в качестве своей теоретической основы опиралась на учение Вернадского о биосфере и ноосфере, в котором показывалось, что человечество становится основным преобразующим фактором активной оболочки Земли. Людям необходимо осознать свою планетарную роль как трансформаторов энергии и перераспределителей вещества по Земной поверхности. Важным в СЭ было признано техниковедение, в котором рассматривались многообразные функции техники, структуры тех. систем и технологий в аспекте их влияния на окр. среду.

Научный анализ показывает размеры кризисной ситуации. С начала техногенной эры уничтожено около трети площади лесов, произошло загрязнение океана нефтепродуктами, ядохимикатами. Тревогу вызывает состояние атмосферы, запасы кислорода истощаются, происходит общее потепление климата, что связано с выбросом огромного количества углекислого газа в атмосферу, увеличивается дефицит пресной воды, и минералов.

Наука в полной мере проявляет себя как деятельная производительная сила и фактор регуляции общественного развития, она предлагает реальные меры по технологии очистки отходов, возможности перехода производства на замкнутые циклы, природосберегающие технологии, перехода к безмашинному и безотходному производству, использованию энергии Солнца.