IV.Тексты практических заданий

1.1Задача на применение законов сохранения в механике

 

1.На неподвижную тележку массой 50 кг прыгает человек массой 100 кг со скоростью 6 м/с. С какой скоростью начнет двигаться тележка с человеком?

Экспериментальное задание по теме «Элементы электростатики»: наблюдение явления электризации тел.

В вашем распоряжении имеется оборудование: стеклянная и эбонитовая палочка, шерстяная и шелковая ткань, мелкая стружка.

Потрите стеклянную палочку о шелковую ткань или эбонитовую палочку о шерстяную ткань. Поднесите ее к стружке. Пронаблюдайте, что будет происходить. Сделайте вывод об электростатических свойствах физических тел.

Экспериментальное задание по теме «Оптика»: измерение показателей преломления.

В вашем распоряжении имеется оборудование: плоскопараллельная, пластина, три булавки, лист белой бумаги, кювета с водой, пластиковый коврик.

На пластиковый коврик полижите лист белой бумаги, на него плоскопараллельную пластину и отметьте карандашом ее параллельные стороны. Вплотную к пластине воткните булавку 2, потом воткните булавку 1.затем посмотрите на эти булавки сквозь пластину так, чтобы одна была точно за другой по лучу зрения. При этом изображение, наблюдаемое сквозь пластину, оказывается смещенным из-за преломления. В этом мете перед пластиной воткните булавку 3 так, чтобы она затмевала изображение булавки 1, наблюдаемое сквозь пластину, т.е. смещенное. Далее уберите платину, выньте булавки и сделайте необходимые геометрические построения и вычислите показатель преломления.

 

2.2.Задача на определение количества вещества и числа молекул.

1.Определите количество вещества и число молекул, содержащихся в 5 кг углекислого газа (молярная масса углекислого газа 0,044 кг/моль).

Задача на применение законов электростатики.

2.Конденсатор имеет электроемкость 50 мФ. Какой заряд находится на каждой из его обмоток, если разность потенциалов между ними 100В.

 

3.3.Задача на определение индукции магнитного поля (по закону Ампера или по формуле для расчета силы Лоренца).

 

1.В проводящей шине длиной 100 м сила тока равна 700 А. Какова индукция однородного магнитного поля, силовые линии которого перпендикулярны шине, если на нее действует сила Ампера величиной 126 кН?

 

4.4.Задача на определение средней квадратичной скорости молекул газа при заданной температуре.

 

1.Определите среднюю квадратичную скорость молекулы газа при 0°С. Молярная масса газа равна 0,019 кг/моль.

 

Экспериментальное задание по теме «Электромагнитная индукция»: определение направления индукционного тока.

 

В вашем распоряжении имеется следующее оборудование: стержень, на котором свободно вращаются вокруг вертикальной оси, закрепленные два проводящих алюминиевых кольца (причем одно из них с разрезом) и магнит.

 

Попробуйте сначала приблизить магнит к замкнутой катушке, а затем медленно удалять от нее. Пронаблюдайте, что же будет происходить с катушкой.

 

Теперь попробуйте сделать тоже самое с незамкнутой (разрезанной) катушкой. Что будет в этом случае?

 

Сделайте вывод о направлении индукционного тока в этих случаях.

 

Экспериментальное задание по теме «Динамика»: проверка зависимости периода колебания маятника от длины нити (или независимости периода от массы груза).

В вашем распоряжении имеются штатив, к лапке которого привязана нить длинной 100 см с грузом массой 0,1 кг, набор грузов по 0,1 кг, секундомер.

 

Измерьте период колебаний груза при начальном отклонении его от положения равновесия на 5 см. подвесьте к нити еще один груз массой 0,1 кг и снова измерьте период колебаний. Подтверждают ли результаты предположение о том, что период также увеличился в два раза?

 

Измерьте период колебания маятника с одним грузом и нитью длиной 100 см при начальном отклонении его от положения равновесия на 5 см. уменьшите длину нить до 25 см и снова измерьте период колебаний маятника. Подтверждают ли результаты опытов предположение о том, что при уменьшении длины нити в 4 раза период колебаний уменьшится в 2 раза?

 

5.5.Задача на применение закона электромагнитной индукции.

Виток площадью 20 см2 расположен перпендикулярно силовым линиям магнитного однородного поля. Чему равна индуцированная в витке ЭДС, если за время 0,5 с магнитная индукция равномерно убывает с 0,5 до 0,1 Тл?

 

Экспериментальное задание по теме «Электромагнитная индукция»: наблюдение явления электромагнитной индукции.

 

В вашем распоряжении имеется оборудование для исследования явления электромагнитной индукции: магнит, проволочная катушка и амперметр.

 

Подключите амперметр к катушке, исследуйте возможные способы получения индукционного тока в катушке. Сделайте вывод об условиях, при котором возникает электрический ток.

 

5.5.Задача на определение длины волны испускаемого света атомом водорода.

 

1.При испускании атомом водорода фотона, энергия атома изменилась на 6,62эВ. Найти длину волны испускаемого света.

 

Экспериментальное задание по разделу «Молекулярная физика»: измерение влажности воздуха при помощи психрометра.

 

В вашем распоряжении имеется два термометра, сухой и влажный, психрометрическая таблица.

 

Определите показания сухого термометра. Затем определите показания влажного термометра. Рассчитайте разность показаний сухого и влажного термометров. Пользуясь психрометрической таблицей, определите относительную влажность воздуха.

 

6.6.Задача на применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.

 

1.Максимальная энергия фотоэлектронов, вылетающих из рубидия при его освещении ультрафиолетовыми лучами с длинной волны 317 нм, равна 2,64*10 Дж. Определите работу выхода и красную границу фотоэффекта для рубидия.

 

7.Задача на определение периода и частоты свободных колебаний в колебательном контуре.

 

1.Определите период и частоту собственных колебаний в контуре при емкости конденсатора 8,8 мкФ и индуктивности 0,65 мГн.

 

9.Задача на нахождение ускорения при равноускоренном движении.

 

1.Электропоезд движется со скоростью 72 км/ч. Если выключить ток, то поезд, двигаясь равнозамедленное, остановится через 20 с. Необходимо найти ускорение электропоезда и на каком расстоянии до остановки надо выключить ток?

 

Экспериментальное здание по теме «Свойства жидкостей и твёрдых тел»: изучение свойств сообщающихся сосудов.

В вашем распоряжении имеется оборудование: сообщающиеся сосуды и вода.

Заполните сообщающиеся сосуды жидкостью. Посмотрите, как распределяется вода в сосудах. Сделайте вывод о свойствах, которыми обладают сообщающиеся сосуды.