в) плюрализм.
8.Что такое движение?
А/Течение человеческих мыслей и представлений;
Б/Изменение положения тел в пространстве с течением времени
В/Всякое изменение и развитие материи.
9. Какое из последующих утверждений точнее характеризует заокны науки?
А/ Законы науки –описание и выражение законов природы и общества;
Б/ Законы науки-научные утверждения, имеющие общезначимый смысл на какой-то период времени;
В/ Законы науки-следствие законов человеческого разума, организующего различный эмпирический материал.
10. Специфика философии:
а/ это умонастроение;
б/ это искусство размышления;
в/ это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру;
г/ это учение о всеобщем в системе «мир-человек».
11. Перспективы развития философии в будущем:
а/ будут возрастать;
б/ будут уменьшаться;
в/ сохранит свою значимость в прежних пределах.
12. Кому из философов принадлежит следующее крылатое выражение: «Все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку»?
А/Сократу;
Б/Платону;
В/Гераклиту;
Г/Аристотелю.
13.Какое из предлагаемых определений наиболее полно характеризует человека:
А/Человек – мера всех вещей (Протагор);
Б/ Человек - существо разумное , мыслящее (Декарт);
В/ Человек - есть животное, производящее орудия (Франклин);
Г/Сущность человека…есть совокупность общественных отношений (Маркс);
Д/ Ни одно из указанных (скептик).
Е/ Все (оптимист).
14. Познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой, считал:
1. Аристотель.
2. Сократ.
3. Платон.
15.Что такое истина?
А/Истиной называется субъективное представление или идея, в которую верит человек и которая направляет его волю.
Б/Истиной называют такое суждение, которое самоочевидно;
В/Истиной называется такое суждение или взгляд, которые разделяются всеми или большинством людей;
Г/Истина - это соответствие наших знаний действительности или
Д/ Истина – это обоснованная согласованность утверждений внутри научной теории.
16.Что такое пространство?
А/Место, свободное от материи;
Б/Упорядоченная совокупность ощущений человека;
В/Совокупность материальных предметов и явлений;
Г/Протяженность и взаимное расположение материальных предметов и явлений.
17.Что именно утверждает агностицизм как философское учение?
А/Человек неспособен видеть (воспринимать)окружающие предметы и явления;
Б/Человек неспособен практически ориентироваться в окружающем мире;
В/Человек неспособен понять того ,существуют ли объективно вещи и явления, которые он видит и воспринимает, и таковы ли они на самом деле.
18. Какой метод научного познания не относится к эмпирическим методам:
А/Наблюдение;
Б/Эксперимент;
В/Абстрагирование;
Г/Сравнение;
Д/Измерение.
19.Что такое время?
А/Внутреннее ожидание событий;
Б/Человеческое переживание длительности происходящих событий;
В/Длительность материальных событий и порядок их следования друг за другом;
Г/Мысленное представление пошлого и будущего.
20. Философия представляет собой "знание и понимание ради самого знания и понимания" считал:
1. Гераклит.
2. Аристотель.
3. Эмпедокл.
4. Зенон.
21.Что является высшим критерием общественного прогресса:
А/Развитие производительных сил?
Б/Возрастание культуры человека?
В/Овладение природой?
Г/Удовлетворение возрастающих потребностей людей?
Д/Демократизация общества?
Е/Нравственное совершенствование?
22.Чем отличается философия от других наук?
А/Она не доказывает своих выводов;
Б/Не имеет четко обозначенного предмета исследования;
В/Не изучает мир в частности;
Г/Не оперирует четкими понятиями.
23.Найдите правильное философское определение сущности сознания:
А/Сознание - психическое отражение человеком действительности;
Б/ Сознание – продукт любой материи;
В/ Сознание – способность высокоорганизованной материи отражать действительность;
Г/ Сознание –идеальный продукт мозга;
Д/ Сознание – материальный продукт деятельности мозга.
24.Какая черта НТР является определяющей в настоящее время:
А/Автоматизация производства;
Б/Космизация производства;
В/Освобождение человека от физического труда;
Г/Становление науки в качестве производительной силы общества;
Д/Становление информационной стадии развития общества;
25.Какие проблемы являются приорететными для продолжения развития человечества?
А/Общечеловеческие, глобальные;
Б/Национальные, региональные;
В/Выхода человека в космос;
Г/Сотрудничество государств во всех сферах ;
Д/Духовно-нравственное возвышение человека;
26. Укажите философское учение о развитии, взаимосвязи, взаизависимости явлений действительности:
а/ Догматизм;
б/ диалектика;
в/ релятивизм;
г/ метафизика.
27.К функциям философии относятся:
а/ познавательная;
б/ мировоззренческая;
в/ иллюзорно-компенсаторная;
г/ методологическая;
д/ прогностическая.
28. Сущность основного вопроса философии (по Ф.Энгельсу) :
а/ как относится человек к окружающему миру?
б/ что первично: материя или сознание?
в/ как относится сознание к материи?
г/ познаваем ли мир человеком?
29. Гносеологические корни идеализма:
а/ незнание законов мира;
б/ абсолютизация одной из сторон познания;
в/ отрыв умственного труда от физического;
г/ низкий уровень развития науки.
30. Диалектика – это:
а/ наука о правилах размышления;
б/ наука о всеобщих законах реальности;
в/ наука о всеобщих законах развития природы, общества и познания.
31. Диалектика как метод познания:
а/ никакой роли не играет в современной науке;
б/ помогает познавать действительность;
в/ мешает познавать действительность;
г/ без диалектики невозможно понять действительность.
32. Какие законы являются всеобщими:
а/ общественные законы;
б/ законы диалектики;
в/ законы естествознания.
33.Определите философскую категорию, соразмерную категории «природа», понимаемой в широком смысле слова:
а) бытие;
б) материя;
в) небытие.
34. Укажите, какое из направлений философского знания исторически первым обратилось к изучению природы:
а) натурфилософия;
б) антропология;
в) метафизика;
д) диалектика;
35. Укажите тип объектов, особенности которого зафиксированы в содержании понятия «биосфера»:
а) неживое вещество;
б) неразумное существо;
в) живое вещество;
г) разумное существо.
36. Укажите, что характеризует термин «ноосфера»:
а) сферу труда;
б) сферу разума;
в) сферу духа;
г) сферу человеческого общения.
37. Выделите принцип, лежащий в основе учения о ноосфере:
а) принцип господства человека над природой;
б) принцип равновесия природных систем;
в) принцип коэволюции человека и природы.
38. Укажите закон общественного развития, который был введен Т. Мальтусом:
а) закон единства и борьбы противоположностей;
б) закон роста народонаселения;
в) эакон энтропии;
г) закон отрицания отрицания.
39. Из приведенного перечня выделите основу существования и развития общества в понимании марксизма:
а) семейный быт;
б) общественное материальное производство;
в) сфера торговли;
г) природное окружение.
40. Укажите фундаментальные характеристики общества как системы. Общество это:
а) саморазвивающаяся система;
б) система индивидов;
в) самоорганизующаяся система;
г) закрытая система;
д) самодостаточная система.
41. Укажите время появления в европейской философии понятия «социальный прогресс»:
а) IV – III вв. до н.э.;
б) ХII в.;
в) ХVIII в.;
г) ХХ в.
42. Укажите философскую позицию, заключенную в следующем высказывании врача-физиолога ХIХ в. Л. Бюхнера: «Материя… не бесчувственна, не лишена духа и мысли, а, наоборот, полна точнейшего ощущения…»:
а) вульгарный материализм;
б) гилозоизм;
в) дуализм.
43. Последователи философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философа - доказывать то, что он считает выгодным и правильным:
1. диалектики;
2. софисты;
3. риторы;
4. эпикурейцы;
44. Укажите представителей агностицизма в классической философии:
а) Ф. Бэкон; б) Дж. Беркли; в) Г. Гегель; г) Д. Юм; д) Г. Лейбниц; е) И. Кант; ж) Т. Гоббс; з) Ж.-Ж. Руссо.
45. Назовите философскую традицию, лежащую в основе экзистенциализма:
а) рационализм;
б) иррационализм;
в) сенсуализм;
г) эмпиризм;
д) агностицизм.
46. Философское направление, на позиции которого опирался Р. Декарт:
1. догматизм;
2. скептицизм;
3. критицизм;
4. теоцентризм;
47. Онтология Б. Спинозы является:
1. монистической;
2. дуалистической;
3. плюралистической;
48. Дуалистическая философия характерна для ...
1. Спинозы;
2. Декарта;
3. Локка;
4. Бэкона;
49. «Существовать, значит быть воспринимаемым», считал субъективный идеалист:
1. Юм;
2. Кант;
3. Беркли;
4. Декарт;
50. Социально-политические мыслители XVII века:
1. Лейбниц, Декарт;
2. Гоббс, Локк;
3. Паскаль, Спиноза;
51. Философ, считавший дообщественным естественным состоянием человека "войну всех против всех":
1. Локк;
2. Гоббс;
3. Руссо;
4. Вольтер;
52. Основные неотчуждаемые, естественные права человека, по Дж. Локку:
1. свобода, жизнь, собственность;
2. равенство, жизнь, семья;
3. воля, совесть, вера;
53. Представители философии французского Просвещения:
1. Вольтер, Ж. Ламетри, Ж.-Ж. Руссо;
2. Дидро, Кант, Фихте;
3. Лейбниц, Монтескье, Паскаль;
54. Наука, оказавшая исключительное влияние на философию французского Просвещения:
1. метафизика;
2. механика;
3. астрономия;
4. антропология;
55. Проблема, занимавшая центральное место в философии французского Просвещения:
1. государства;
2. человека;
3. человека и общества;
4. государства и общества;
56. "Человек рожден быть свободным, - а между тем везде он в оковах", - утверждал ...
1. Вольтер;
2. Руссо;
3. Дидро;
4. Гольбах;
57. Временные рамки Немецкой классической философии:
1. сер. XVIII в. - сер. XIX в.
2. нач. XIX в.
3. кон. XVIII в.
58. Представители Немецкой классической философии:
1. Вольтер, Шопенгауэр, Гартман;
2. Кант, Шеллинг, Гегель;
3. Гете, Новалис, Гофман;
59. Философское направление, характеризующее Немецкую классическую философию:
1. иррационализм;
2. эмпиризм;
3. сенсуализм;
4. рационализм;
60. Новоевропейский философ, определявший метафизику как науку "о границах человеческого разума":
1. Лейбниц;
2. Фихте;
3. Паскаль;
4. Кант;
61. Цель "мирового духа", по Гегелю, раскрытая в суждении "всемирная история есть прогресс в сознании ...»
1. добра;
2. свободы;
3. справедливости;
4. необходимости;
62. Период всемирной истории, поставивший проблему свободы в рамки правовых отношений - это ... мир
1. германский;
2. греческий;
3. римский;
4. европейский;
63. Мыслитель Немецкой классической философии, объявивший себя материалистом и атеистом:
1. Гегель;
2. Кант;
3. Шеллинг;
4. Фейербах;
64. Время возникновения марксистской философии:
1. 40-е годы XIX в.
2. кон. XIX в.
3. нач. XX в.
65. Деятельность человека как основа познания действительности в марксистской философии:
1. теоретическая;
2. практическая;
3. критическая;
66. Направления, представляющие современную западную философию:
1. томизм, эмпиризм, позитивизм;
2. экзистенциализм, персонализм, структурализм;
3. рационализм, сенсуализм, скептицизм;
67. Логика и математика являются инструментом построения эмпирического знания в ...
1. прагматизме;
2. неопозитивизме;
3. экзистенциализме;
68. Философское направление, оформившееся в школу "философия жизни" в конце XIX в.:
1. рационализм;
2. иррационализм, волюнтаризм;
3. эмпиризм, сенсуализм;
69. Представители "философии жизни":
1. Ницше, Дильтей, Шпенглер, Розанов;
2. Киркегор, Сартр, Камю, Хайдеггер;
3. Рассел, Витгенштейн, Мур;
70. Представитель иррационализма, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания:
1. Гегель;
2. Шопенгауэр;
3. Киркегор;
71. Характерные черты постмодернизма:
1. неопределенность любого знания, отсутствие устойчивых принципов познания и ценностей поведения;
2. уверенность в способностях человеческого знания и общественного развития решать возникающие проблемы;
3. скептицизм, сомнение, безразличие;
72. Период становления русской философии ... вв.
1. XI-XVII вв.
2. XVII – XVIII вв.
3. XIX в.
73. Смена средневекового типа философствования новоевропейским в русской философии произошла в ... в.
1. XVII в.;
2. XVIII в.;
3. XIX в.;
74. Автор доктрины "Москва - третий Рим":
1. Филофей;
2. Максим Грек;
3. Григорий Сковорода;
75. Представители Русского космизма:
1. Розанов, Леонтьев;
2. Чижевский, Федоров;
3. Соловьев, Булгаков;
76. Представитель русского космизма, первым выдвинувший идею "овладения" космосом:
1. Чижевский;
2. Циолковский;
3. Федоров;
77. Русский философ 19 в., ставивший веру выше разума, но выдвигавший идею их согласия:
1. Достоевский;
2. Соловьев;
3. Леонтьев;
78. Представители русской религиозно-идеалистической философии:
1. Соловьев, Леонтьев, Розанов, Булгаков;
2. Герцен, Чернышевский, Плеханов;
3. Мережковский, Шестов, Бердяев;
79. Форма мышления, отражающая существенные свойства, признаки и отношения предметов и явлений:
1. понятие;
2. суждение;
3. умозаключение;
80. Методологический принцип, требующий рассматривать мир как иерархию сложных объектов, раскрывающий их целостность - принцип ...
1. системности;
2. структурности;
3. формальный;
81. Материальное производство, духовное производство, политика, право, мораль относятся к …
1. гуманитарным системам;
2. социальным системам;
3. политическим системам;
82. Мыслитель, который ввел слово "диалектика" в философию:
1. Сократ;
2. Платон;
3. Гегель;
4. Гераклит;
83. Философ, представивший новое и обоснованное учение о развитии – диалектику, в первой половине XIX века:
1. Кант;
2. Гегель;
3. Маркс;
4. Керкегор;
84. Учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и познания:
1. метафизика;
2. диалектика;
3. прагматика;
85. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип...
1. единства;
2. противоречия;
3. противоположности;
4. неопределенности;