в) плюрализм.

 

8.Что такое движение?

А/Течение человеческих мыслей и представлений;

Б/Изменение положения тел в пространстве с течением времени

В/Всякое изменение и развитие материи.

 

9. Какое из последующих утверждений точнее характеризует заокны науки?

А/ Законы науки –описание и выражение законов природы и общества;

Б/ Законы науки-научные утверждения, имеющие общезначимый смысл на какой-то период времени;

В/ Законы науки-следствие законов человеческого разума, организующего различный эмпирический материал.

 

10. Специфика философии:

а/ это умонастроение;

б/ это искусство размышления;

в/ это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру;

г/ это учение о всеобщем в системе «мир-человек».

 

11. Перспективы развития философии в будущем:

а/ будут возрастать;

б/ будут уменьшаться;

в/ сохранит свою значимость в прежних пределах.

 

12. Кому из философов принадлежит следующее крылатое выражение: «Все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку»?

А/Сократу;

Б/Платону;

В/Гераклиту;

Г/Аристотелю.

 

13.Какое из предлагаемых определений наиболее полно характеризует человека:

А/Человек – мера всех вещей (Протагор);

Б/ Человек - существо разумное , мыслящее (Декарт);

В/ Человек - есть животное, производящее орудия (Франклин);

Г/Сущность человека…есть совокупность общественных отношений (Маркс);

Д/ Ни одно из указанных (скептик).

Е/ Все (оптимист).

 

14. Познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой, считал:

1. Аристотель.

2. Сократ.

3. Платон.

 

 

15.Что такое истина?

А/Истиной называется субъективное представление или идея, в которую верит человек и которая направляет его волю.

Б/Истиной называют такое суждение, которое самоочевидно;

В/Истиной называется такое суждение или взгляд, которые разделяются всеми или большинством людей;

Г/Истина - это соответствие наших знаний действительности или

Д/ Истина – это обоснованная согласованность утверждений внутри научной теории.

 

16.Что такое пространство?

А/Место, свободное от материи;

Б/Упорядоченная совокупность ощущений человека;

В/Совокупность материальных предметов и явлений;

Г/Протяженность и взаимное расположение материальных предметов и явлений.

 

17.Что именно утверждает агностицизм как философское учение?

А/Человек неспособен видеть (воспринимать)окружающие предметы и явления;

Б/Человек неспособен практически ориентироваться в окружающем мире;

В/Человек неспособен понять того ,существуют ли объективно вещи и явления, которые он видит и воспринимает, и таковы ли они на самом деле.

 

18. Какой метод научного познания не относится к эмпирическим методам:

А/Наблюдение;

Б/Эксперимент;

В/Абстрагирование;

Г/Сравнение;

Д/Измерение.

 

19.Что такое время?

А/Внутреннее ожидание событий;

Б/Человеческое переживание длительности происходящих событий;

В/Длительность материальных событий и порядок их следования друг за другом;

Г/Мысленное представление пошлого и будущего.

 

20. Философия представляет собой "знание и понимание ради самого знания и понимания" считал:

1. Гераклит.

2. Аристотель.

3. Эмпедокл.

4. Зенон.

 

21.Что является высшим критерием общественного прогресса:

А/Развитие производительных сил?

Б/Возрастание культуры человека?

В/Овладение природой?

Г/Удовлетворение возрастающих потребностей людей?

Д/Демократизация общества?

Е/Нравственное совершенствование?

 

22.Чем отличается философия от других наук?

А/Она не доказывает своих выводов;

Б/Не имеет четко обозначенного предмета исследования;

В/Не изучает мир в частности;

Г/Не оперирует четкими понятиями.

 

23.Найдите правильное философское определение сущности сознания:

А/Сознание - психическое отражение человеком действительности;

Б/ Сознание – продукт любой материи;

В/ Сознание – способность высокоорганизованной материи отражать действительность;

Г/ Сознание –идеальный продукт мозга;

Д/ Сознание – материальный продукт деятельности мозга.

 

24.Какая черта НТР является определяющей в настоящее время:

А/Автоматизация производства;

Б/Космизация производства;

В/Освобождение человека от физического труда;

Г/Становление науки в качестве производительной силы общества;

Д/Становление информационной стадии развития общества;

 

25.Какие проблемы являются приорететными для продолжения развития человечества?

А/Общечеловеческие, глобальные;

Б/Национальные, региональные;

В/Выхода человека в космос;

Г/Сотрудничество государств во всех сферах ;

Д/Духовно-нравственное возвышение человека;

 

26. Укажите философское учение о развитии, взаимосвязи, взаизависимости явлений действительности:

а/ Догматизм;

б/ диалектика;

в/ релятивизм;

г/ метафизика.

 

27.К функциям философии относятся:

а/ познавательная;

б/ мировоззренческая;

в/ иллюзорно-компенсаторная;

г/ методологическая;

д/ прогностическая.

 

28. Сущность основного вопроса философии (по Ф.Энгельсу) :

а/ как относится человек к окружающему миру?

б/ что первично: материя или сознание?

в/ как относится сознание к материи?

г/ познаваем ли мир человеком?

 

29. Гносеологические корни идеализма:

а/ незнание законов мира;

б/ абсолютизация одной из сторон познания;

в/ отрыв умственного труда от физического;

г/ низкий уровень развития науки.

 

30. Диалектика – это:

а/ наука о правилах размышления;

б/ наука о всеобщих законах реальности;

в/ наука о всеобщих законах развития природы, общества и познания.

 

31. Диалектика как метод познания:

а/ никакой роли не играет в современной науке;

б/ помогает познавать действительность;

в/ мешает познавать действительность;

г/ без диалектики невозможно понять действительность.

 

32. Какие законы являются всеобщими:

а/ общественные законы;

б/ законы диалектики;

в/ законы естествознания.

 

33.Определите философскую категорию, соразмерную категории «природа», понимаемой в широком смысле слова:

а) бытие;

б) материя;

в) небытие.

 

34. Укажите, какое из направлений философского знания исторически первым обратилось к изучению природы:

а) натурфилософия;

б) антропология;

в) метафизика;

д) диалектика;

 

35. Укажите тип объектов, особенности которого зафиксированы в содержании понятия «биосфера»:

а) неживое вещество;

б) неразумное существо;

в) живое вещество;

г) разумное существо.

 

36. Укажите, что характеризует термин «ноосфера»:

а) сферу труда;

б) сферу разума;

в) сферу духа;

г) сферу человеческого общения.

 

37. Выделите принцип, лежащий в основе учения о ноосфере:

а) принцип господства человека над природой;

б) принцип равновесия природных систем;

в) принцип коэволюции человека и природы.

 

38. Укажите закон общественного развития, который был введен Т. Мальтусом:

а) закон единства и борьбы противоположностей;

б) закон роста народонаселения;

в) эакон энтропии;

г) закон отрицания отрицания.

39. Из приведенного перечня выделите основу существования и развития общества в понимании марксизма:

а) семейный быт;

б) общественное материальное производство;

в) сфера торговли;

г) природное окружение.

 

40. Укажите фундаментальные характеристики общества как системы. Общество это:

а) саморазвивающаяся система;

б) система индивидов;

в) самоорганизующаяся система;

г) закрытая система;

д) самодостаточная система.

 

41. Укажите время появления в европейской философии понятия «социальный прогресс»:

а) IV – III вв. до н.э.;

б) ХII в.;

в) ХVIII в.;

г) ХХ в.

 

42. Укажите философскую позицию, заключенную в следующем высказывании врача-физиолога ХIХ в. Л. Бюхнера: «Материя… не бесчувственна, не лишена духа и мысли, а, наоборот, полна точнейшего ощущения…»:

а) вульгарный материализм;

б) гилозоизм;

в) дуализм.

43. Последователи философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философа - доказывать то, что он считает выгодным и правильным:

1. диалектики;

2. софисты;

3. риторы;

4. эпикурейцы;

 

44. Укажите представителей агностицизма в классической философии:

а) Ф. Бэкон; б) Дж. Беркли; в) Г. Гегель; г) Д. Юм; д) Г. Лейбниц; е) И. Кант; ж) Т. Гоббс; з) Ж.-Ж. Руссо.

 

45. Назовите философскую традицию, лежащую в основе экзистенциализма:

а) рационализм;

б) иррационализм;

в) сенсуализм;

г) эмпиризм;

д) агностицизм.

 

46. Философское направление, на позиции которого опирался Р. Декарт:

1. догматизм;

2. скептицизм;

3. критицизм;

4. теоцентризм;

 

47. Онтология Б. Спинозы является:

1. монистической;

2. дуалистической;

3. плюралистической;

 

48. Дуалистическая философия характерна для ...

1. Спинозы;

2. Декарта;

3. Локка;

4. Бэкона;

 

49. «Существовать, значит быть воспринимаемым», считал субъективный идеалист:

1. Юм;

2. Кант;

3. Беркли;

4. Декарт;

 

50. Социально-политические мыслители XVII века:

1. Лейбниц, Декарт;

2. Гоббс, Локк;

3. Паскаль, Спиноза;

 

51. Философ, считавший дообщественным естественным состоянием человека "войну всех против всех":

1. Локк;

2. Гоббс;

3. Руссо;

4. Вольтер;

 

52. Основные неотчуждаемые, естественные права человека, по Дж. Локку:

1. свобода, жизнь, собственность;

2. равенство, жизнь, семья;

3. воля, совесть, вера;

 

53. Представители философии французского Просвещения:

1. Вольтер, Ж. Ламетри, Ж.-Ж. Руссо;

2. Дидро, Кант, Фихте;

3. Лейбниц, Монтескье, Паскаль;

 

54. Наука, оказавшая исключительное влияние на философию французского Просвещения:

1. метафизика;

2. механика;

3. астрономия;

4. антропология;

 

55. Проблема, занимавшая центральное место в философии французского Просвещения:

1. государства;

2. человека;

3. человека и общества;

4. государства и общества;

 

56. "Человек рожден быть свободным, - а между тем везде он в оковах", - утверждал ...

1. Вольтер;

2. Руссо;

3. Дидро;

4. Гольбах;

 

57. Временные рамки Немецкой классической философии:

1. сер. XVIII в. - сер. XIX в.

2. нач. XIX в.

3. кон. XVIII в.

 

58. Представители Немецкой классической философии:

1. Вольтер, Шопенгауэр, Гартман;

2. Кант, Шеллинг, Гегель;

3. Гете, Новалис, Гофман;

 

59. Философское направление, характеризующее Немецкую классическую философию:

1. иррационализм;

2. эмпиризм;

3. сенсуализм;

4. рационализм;

 

60. Новоевропейский философ, определявший метафизику как науку "о границах человеческого разума":

1. Лейбниц;

2. Фихте;

3. Паскаль;

4. Кант;

 

61. Цель "мирового духа", по Гегелю, раскрытая в суждении "всемирная история есть прогресс в сознании ...»

1. добра;

2. свободы;

3. справедливости;

4. необходимости;

 

62. Период всемирной истории, поставивший проблему свободы в рамки правовых отношений - это ... мир

1. германский;

2. греческий;

3. римский;

4. европейский;

 

63. Мыслитель Немецкой классической философии, объявивший себя материалистом и атеистом:

1. Гегель;

2. Кант;

3. Шеллинг;

4. Фейербах;

 

64. Время возникновения марксистской философии:

1. 40-е годы XIX в.

2. кон. XIX в.

3. нач. XX в.

 

65. Деятельность человека как основа познания действительности в марксистской философии:

1. теоретическая;

2. практическая;

3. критическая;

 

66. Направления, представляющие современную западную философию:

1. томизм, эмпиризм, позитивизм;

2. экзистенциализм, персонализм, структурализм;

3. рационализм, сенсуализм, скептицизм;

 

67. Логика и математика являются инструментом построения эмпирического знания в ...

1. прагматизме;

2. неопозитивизме;

3. экзистенциализме;

 

68. Философское направление, оформившееся в школу "философия жизни" в конце XIX в.:

1. рационализм;

2. иррационализм, волюнтаризм;

3. эмпиризм, сенсуализм;

 

69. Представители "философии жизни":

1. Ницше, Дильтей, Шпенглер, Розанов;

2. Киркегор, Сартр, Камю, Хайдеггер;

3. Рассел, Витгенштейн, Мур;

 

70. Представитель иррационализма, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания:

1. Гегель;

2. Шопенгауэр;

3. Киркегор;

 

71. Характерные черты постмодернизма:

1. неопределенность любого знания, отсутствие устойчивых принципов познания и ценностей поведения;

2. уверенность в способностях человеческого знания и общественного развития решать возникающие проблемы;

3. скептицизм, сомнение, безразличие;

 

72. Период становления русской философии ... вв.

1. XI-XVII вв.

2. XVII – XVIII вв.

3. XIX в.

 

73. Смена средневекового типа философствования новоевропейским в русской философии произошла в ... в.

1. XVII в.;

2. XVIII в.;

3. XIX в.;

 

74. Автор доктрины "Москва - третий Рим":

1. Филофей;

2. Максим Грек;

3. Григорий Сковорода;

 

75. Представители Русского космизма:

1. Розанов, Леонтьев;

2. Чижевский, Федоров;

3. Соловьев, Булгаков;

 

76. Представитель русского космизма, первым выдвинувший идею "овладения" космосом:

1. Чижевский;

2. Циолковский;

3. Федоров;

 

77. Русский философ 19 в., ставивший веру выше разума, но выдвигавший идею их согласия:

1. Достоевский;

2. Соловьев;

3. Леонтьев;

 

78. Представители русской религиозно-идеалистической философии:

1. Соловьев, Леонтьев, Розанов, Булгаков;

2. Герцен, Чернышевский, Плеханов;

3. Мережковский, Шестов, Бердяев;

 

79. Форма мышления, отражающая существенные свойства, признаки и отношения предметов и явлений:

1. понятие;

2. суждение;

3. умозаключение;

 

80. Методологический принцип, требующий рассматривать мир как иерархию сложных объектов, раскрывающий их целостность - принцип ...

1. системности;

2. структурности;

3. формальный;

 

81. Материальное производство, духовное производство, политика, право, мораль относятся к …

1. гуманитарным системам;

2. социальным системам;

3. политическим системам;

82. Мыслитель, который ввел слово "диалектика" в философию:

1. Сократ;

2. Платон;

3. Гегель;

4. Гераклит;

 

83. Философ, представивший новое и обоснованное учение о развитии – диалектику, в первой половине XIX века:

1. Кант;

2. Гегель;

3. Маркс;

4. Керкегор;

 

84. Учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и познания:

1. метафизика;

2. диалектика;

3. прагматика;

 

85. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип...

1. единства;

2. противоречия;

3. противоположности;

4. неопределенности;