Административные обязанности государственного учреждения в соответствующей сфере деятельности

Объем, виды и содержание административных обязанностей государственного учреждения в соответствующей сфере его деятельности, так же как и его административных прав, определяются местом этого учреждения в системе административных правоотношений, его задачами и функциями. С учетом названных факторов все административные обязанности государственных учреждений, так же как и их административные права, могут быть подразделены на два вида: общие и специальные.

Общие административные обязанности государственного учреждения — это возложенные на него обязанности, исполняемые им как невластвующим субъектом административных правоотношений, возникающих с органами исполнительной власти, иными административными органами, в ведении которых это государственное учреждение не находится. Любое государственное учреждение обладает ими наравне с другими невластвующими субъектами названных административных правоотношений.

К их числу относится, в частности, обязанность: представлять в компетентные органы исполнительной власти на основании их запросов необходимые для деятельности последних информацию и документы; соблюдать установленные для всех организаций публичные правила, например правила пожарной безопасности, охраны труда, санитарные нормы и правила; вести бухгалтерскую и иные виды обязательной государственной отчетности и представлять ее в соответствующие компетентные органы исполнительной власти — в налоговые органы, органы государственного статистического учета, военные комиссариаты.

Специальные административные обязанности государственного учреждения — это возложенные на него обязанности, исполняемые им в административных правоотношениях, возникающих, с одной стороны, между ним и органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится, а с другой — между ним как властвующим субъектом и физическими лицами и организациями, в отношении которых им осуществляются публичные функции.

В зависимости от того, в какой сфере деятельности государственного учреждения — внутренней или внешней — возникают и исполняются его специальные административные обязанности, они могут подразделены на два вида:

· внутренние специальные административные обязанности, т.е. реализуемые внутри самого учреждения в ходе его внутренней организационно-управленческой деятельности в отношении физических лиц, находящихся в этом учреждении на законном основании и зависимых от него — студентов, больных, лиц, совершивших административные правонарушения, осужденных и т.п. (например, финансового и материально-технического обеспечения физических лиц, находящихся в учреждении, обязанность организации их деятельности и отдыха, обязанность оказания названным лицам соответствующих бесплатных услуг социально-культурного характера, обязанность организации охраны объектов учреждения, обязанность обеспечения сохранности находящихся в ведении учреждения государственного имущества и документации, обязанность сохранения государственной тайны и защиты служебной информации);

· внешние специальные административные обязанности, т.е. реализуемые вне учреждения в процессе его взаимоотношений с органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится, а также в ходе его внешневластной административной деятельности в отношении не находящихся от него в организационной зависимости физических и юридических лиц.

В силу двойственной природы внешних специальных административных обязанностей государственного учреждения, они могут быть подразделены, в свою очередь, на два вида:

1) ведомственные, т.е. обязанности, исполняемые государственным учреждением в отношениях с органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится (например, периодически представлять соответствующему органу отчетность и иную информацию о своей деятельности, согласовывать с соответствующим органом совершение сделок с находящимся в его оперативном управлении государственным имуществом, а также некоторых иных юридически значимых действий);

2) надведомственные, т.е. обязанности, реализуемые государственным учреждением в отношениях с физическими лицами и организациями, не находящимися от него в организационной зависимости (например, соблюдать положения соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления им внешней административно-властной деятельности, соблюдать права и свободы физических лиц и права юридических лиц в процессе осуществления этой деятельности).

В зависимости от вида специальных административных обязанностей, которые исполняют государственные учреждения как властвующие субъекты административных правоотношений, можно выделить два вида таких учреждений:

· государственные учреждения, исполняющие только внутренние специальные административные обязанности в отношении физических лиц, находящихся в этих учреждениях, например государственные образовательные учреждения, государственные лечебно-профилактические учреждения, учреждения социального обслуживания, учреждения исполнения наказаний и т.п.;

· государственные учреждения, исполняющие только внешние специальные административные обязанности в отношении физических лиц и организаций, не находящихся от них в организационной зависимости, например государственные администрации морских рыбных портов, бассейновые управления по охране, воспроизводству водных биологических ресурсов и регулированию рыболовства, специализированные морские инспекции и т.п.