I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Войны всеми народами мира считаются основной трагедией человечества. Однако есть и другие средства уничтожения людей. В нашем столетии в мире в войнах убито более 100 млн. человек, а от травм на земле погибло людей в три раза больше; имеются и многие другие причины гибели людей.
С 1990 г. в нашей стране официально оформилось научное направление: безопасность жизнедеятельности. Основы его излагаются в школе, а более углубленно его содержание рассматривается при изучении в высших и средних учебных заведениях.
Безопасность жизнедеятельности направлена на сохранение здоровья, жизни людей, а в более широком смысле – на сохранение и развитие генофонда народов. Основу жизни человека составляет повседневность, питание, труд и отдых. По имеющимся данным в 1991 г. в Союзе неестественной смертью погибло 673 тысячи человек, из них на производстве – 14,4 тысячи.
Без труда человек не может существовать, В процессе труда он общается с природой, совершенствуя ее или уничтожая. Сам труд делает человека физически сильным, интеллектуально развитым, внутренне богатым и формирует способности личности. М. Горький писал: «Именно в труде и только в труде велик человек, чем горячей его любовь к труду, тем величественнее и он сам». Ничто не делает человека физически сильным и мудрым, как сила труда индивидуального и общественного. Счастлив человек, с детских лет усвоивший веру в светлое дело труда. Счастливы отцы и матери, передавшие эту веру своим детям.
Без труда не только атрофируются органы человека, но и личность. Развитие человечества идет по пути перехода от физического труда к интеллектуальному (психическому). Научно-технический прогресс облегчая физическую нагрузку, по мере совершенствования при определенных видах труда снижает и объем интеллектуальной деятельности. Это является для человека неблагоприятным.
Гуманность человечества и государства впервые крупно проявилась созданием науки – техника безопасности. Путем технических решений обеспечивалась максимальная возможность защитить человека от физических воздействий орудий труда и других средств. Созданная в 1938 г. структура обучения в виде техники безопасности была в 1962 г. заменена на охрану труда. В ней уже большое внимание уделялось медико-профилактическим мероприятиям в процессе трудовой деятельности. Созданный же в 1989 г. курс «Безопасность жизнедеятельности» представляет более широкий объем защиты здоровья людей, как на производстве, так и в быту.
В структуре новых направлений этого курса особого внимания заслуживает рассмотрение проблем психологии, как в объеме безопасности жизнедеятельности, так и в содержании курса безопасности труда. Более 20 лет назад человечеству было известно: «причиной примерно 80% травм (в мировом масштабе) было поведение самих пострадавших» [1]. Сократ говорил: «Перестану изучать неживую природу и займусь изучением того, почему человек знает, что такое плохо и все-таки делает».
Ведущая роль человека в обеспечении безопасности труда была известна людям давно. В России Петр I в своих указаниях по отбору лиц, обучающихся в военно-учебных заведениях, писал: «У новопришедшего ученика отведать память и остроумие, а если окажется весьма туп он, не принимать в корпус, а иначе возымеет о себе мнение, что он весьма умный, необходимо знать, что горше бездельников нет. Буде же покажется детина непобедимой злобы, клеветник, до драки скорый, выслать из корпуса чтобы бешеному меча не давать».
Проведенное изучение актуальности этих проблем позволило нам в 1980 г. в ЛПИ создать курс «Психология безопасности труда» в объеме 38 часов. В настоящее время эта тема в учебном процессе по проблеме обеспечения безопасности труда становится все более актуальной и активной.
Если бы человек построил себе совершенный только с точки зрения инженерии мир, то может быть все-таки прогресс свелся к нулю.
Л.В. Луначарский