Характеристика первичного рынка ценных бумаг.

 

Рынок ценных бумаг представляет собой сложную организационно-правовую систему. В зависимости от той роли, которую он играет в процессе воспроизводства, его принято делить на первичный и вторичный рынок ценных бумаг.

Первичный рынок ценных бумаг — это рынок, на котором осуществляется размещение впервые выпущенных эмиссионных ценных бумаг.

Основной целью первичного рынка является мобилизация временно свободных денежных средств и их распределение по отраслям экономики путем организации первичных и вторичных выпусков эмиссионных ценных бумаг и их размещения.

К основным задачам первичного рынка ценных бумаг относятся:

· привлечение временно свободных ресурсов в реальный сектор экономики;

· создание эффективных критериев структурной перестройки экономики;

· стимулирование инвесторов по вложению средств в выпускаемые ценные бумаги;

· осуществление контроля за процессом эмиссии и размещения ценных бумаг со стороны государственных органов управления.

Первичный рынок выполняет следующие функции:

· организация выпуска ценных бумаг;

· размещение ценных бумаг;

· учет ценных бумаг;

· поддержание баланса спроса и предложения.

Основными участниками первичного рынка ценных бумаг являются эмитенты и инвесторы. Эмитенты определяют предложение ценных бумаг, а инвесторы формируют на них спрос.

Активными участниками этого рынка являются инвестиционные банки, фонды и финансовые компании, а также различные посредники: фирмы, представительства, агентства, филиалы, занимающиеся куплей-продажей корпоративных ценных бумаг. Активно работают на первичном рынке коммерческие банки.

В результате на первичном рынке происходит распределение свободных денежных средств по отраслям и сферам экономики. Критерием распределения выступает доход, приносимый ценными бумагами. Это означает, что первичный рынок ценных бумаг определяет размеры накоплений и инвестиций в стране, и, следовательно, определяет темпы, масштабы развития экономики и эффективные критерии ее структурной перестройки.

К основным операциям первичного рынка ценных бумаг относятся эмиссия и размещение новых выпусков эмиссионных ценных бумаг. Выпуск эмиссионных ценных бумаг осуществляется при учреждении акционерного общества, при увеличении размера уставного капитала акционерного общества, при привлечении заемного капитала и др.

Подготовка нового выпуска эмиссионных ценных бумаг включает ряд этапов, которые регламентируются законом от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и другими нормативными актами, призванными минимизировать риски выпуска необеспеченных ценных бумаг.

Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает ряд этапов:

1. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Выпуск ценныхбумаг это совокупность ценных бумаг данного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав и имеющих одни и те же условия размещения. Решение о выпуске ценных бумаг — это документ об объеме, виде, количестве, целях и сроках выпуска ценных бумаг, который принимается общим собранием акционеров акционерного общества или иным органом, имеющим соответствующие полномочия, оформляется отдельным протоколом и регистрируется в органе государственной регистрации ценных бумаг.

К решению о выпуске эмиссионных ценных бумаг в документарной форме прилагается описание или образец сертификата.

2. Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается высшим органом управления, если иное не установлено федеральными законами.

3. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом, на основании заявления эмитента, к которому прилагаются решение о выпуске ценных бумаг и другие документы, перечень которых определяется ФСФР. При регистрации выпуску присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер. Государственную регистрацию ведет Федеральная служба по финансовым рынкам и ее региональные отделения. Все бумаги одного выпуска должны иметь один государственный регистрационный номер.

Эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не прошел государственную регистрацию не подлежат размещению.

4. Размещение ценных бумаг. Размещение ценных бумаг может осуществляться путем открытой или закрытой подписки. Открытая подписка или публичное размещение – это размещение ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов. Закрытая подписка или частное размещение – это размещение ценных бумаг среди ограниченного круга лиц. Закрытое акционерное общество может использовать только способ закрытой подписки. А открытое акционерное общество самостоятельно определяет способ размещения обыкновенных акций. При этом размещение акций способом закрытой подписки принимается только общим собранием акционеров в соответствии с Федеральным законом от 05.03.99 г. № 46-ФЗ «О защите прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Эмитент обязан закончить размещение ценных бумаг по истечение одного года с даты начала эмиссии.

В развитых странах размещение ценных бумаг, как правило, осуществляется через посредников, роль которых выполняют инвестиционные банки. Между эмитентом и инвестиционным банком заключается эмиссионное соглашение, которое определяет условия эмиссии, сроки и способ размещения ценных бумаг.

В соответствии с эмиссионным соглашением банк может выступать в качестве агента или в качестве покупателя всего выпуска ценных бумаг, в этом случае он принимает на себя финансовую ответственность за размещение всего выпуска. Такая операция называется андеррайтинг.

5. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Отчет должен содержать основные итоги размещения ценных бумаг; дату начала и окончания размещения ценных бумаг; фактическую цену реализации; количество размещенных ценных бумаг и т.д.

При размещении эмиссионных ценных бумаг путем открытой или закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг.

Если государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации.

Проспект ценных бумаг должен содержать:

· краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект;

· краткие сведения об объеме, сроках, порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг, которые включают: вид, категорию, и форму размещаемых ценных бумаг; номинальную стоимость каждого вида, категорию, серию размещаемых эмиссионных ценных бумаг; предполагаемый объем выпуска в денежном выражении и количество эмиссионных ценных бумаг, которые предполагается разместить; цену размещения; порядок и сроки размещения эмиссионных ценных бумаг и др.;

· подробную информацию об эмитенте, в т.ч. об истории создания и развития эмитента, об основной хозяйственной деятельности эмитента, об участии эмитента в промышленных, банковских и финансовых группах, холдингах, концернах и ассоциациях, а также о дочерних и зависимых хозяйственных обществах эмитента, о составе, структуре и стоимости основных средств эмитента и др.;

· основную информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска, к которой относится: информация о финансово-экономическом состоянии эмитента за пять последних завершенных финансовых лет, а также за последний завершенный отчетный период, в т.ч. информацию: о показателях финансово-экономической деятельности эмитента, о рыночной капитализации эмитента и его обязательствах, о целях эмиссии и направлениях использования средств, полученных в результате размещения эмиссионных ценных бумаг, о рисках, возникших в связи с приобретением размещаемых эмиссионных ценных бумаг;

· сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента включают: сведения о финансовом состоянии эмитента и динамике его изменения за пять последних завершенных лет, о ликвидности эмитента, размере, структуре и достаточности капитала и оборотных средств эмитента и др.;

· бухгалтерскую отчетность эмитента или иную финансовую информацию, которая включает годовую бухгалтерскую отчетность эмитента за три последних завершенных года, квартальную отчетность эмитента за последний завершенный квартал, сведения об общей сумме экспорта, а также о доле, которую составляет экспорт в общем объеме продаж, сведения об участии эмитента в судебных процессах в случае, если такое участие может существенно отразиться на финансово-хозяйственной деятельности эмитента и др.;

· подробные сведения о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг включают следующие сведения: о размещаемых эмиссионных ценных бумагах, цене размещения, о лицах, оказывающих услуги по организации размещения и/или по размещению эмиссионных ценных бумаг, о круге потенциальных приобретателей эмиссионных ценных бумаг, об организаторах торговли на рынке ценных бумаг, в том числе о фондовых биржах, на которых предполагается размещение и/или обращение размещаемых эмиссионных ценных бумаг и др.

Проспект ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом). Проспект ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается лицом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента, если иное не установлено федеральным законом.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, любым заинтересованным лицам.

В случае открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 10 тысяч экземпляров. В случае закрытой подписки эмитент обязан соблюсти эту же процедуру, указав порядок доступа потенциальных владельцев эмиссионных ценных бумаг к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 1 тысячи экземпляров.

Проспект эмиссии выполняет две важнейшие функции: позволяет государственному органу сделать заключение о правомерности выпуска ценных бумаг и защищает интересы инвесторов, получающих исчерпывающую информацию о деятельности компании.

2.Особенности функционирования вторичного рынка ценных бумаг.

Первичный рынок ценных бумаг предполагает обязательное существование вторичного рынка ценных бумаг.

Вторичный рынок ценных бумаг — это наиболее активная часть фондового рынка, на котором осуществляется обращение ранее выпущенных ценных бумаг. На вторичном рынке ценных бумаг обращаются все виды ранее выпущенных ценных бумаг (эмиссионных и неэмиссионных).

Основной целью вторичного рынка является обеспечение условий для покупки, продажи и проведения других операций с ценными бумагами после их первичного размещения.

Основными задачами функционирования вторичного рынка являются:

· соблюдение принятых правил и стандартов поведения участников РЦБ и проведения ими сделок с ценными бумагами;

· совершенствование нормативно-правовой базы регулирования РЦБ;

· развитие инфраструктуры фондового рынка;

· повышение финансовой активности хозяйствующих субъектов и физических лиц;

· обеспечение контроля за участниками РЦБ и проводимыми ими сделками с ценными бумагами.

Вторичный рынок выполняет следующие функции:

· обеспечение ликвидности ценных бумаг;

· перераспределение уже аккумулированных через первичный РЦБ капиталов между различными инвесторами;

· выравнивание спроса и предложения на ценные бумаги и формирование равновесного курса купли-продажи ценных бумаг.

Основными участниками вторичного рынка являются инвесторы: акционерные общества, инвестиционные фонды и компании, коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании и негосударственные пенсионные фонды, прочие хозяйствующие субъекты и граждане, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, целью которых является получение текущих и капитализированных доходов от проведения операций с ценными бумагами.

Таким образом, вторичный рынок ценных бумаг не влияет на размеры инвестиций и накоплений в стране. Он обеспечивает только перераспределение средств среди последующих инвесторов. Однако поскольку целью инвесторов и спекулянтов является получение максимального дохода, то они продают ценные бумаги низкодоходных компаний и покупают ценные бумаги перспективных компаний, что позволяет прибыльным компаниям осуществлять дополнительную эмиссию ценных бумаг по высокому рыночному курсу на первичном рынке, получая новые инвестиции и эмиссионный доход.

Судьба низкодоходных компаний зависит от интереса к ним определенной категории инвесторов: либо их ждет поглощение или слияние с другими компаниями, либо реструктуризация бизнеса, либо процедура банкротства.

Поэтому владельцы компаний, чьи акции обращаются на фондовом рынке, постоянно присутствуют на нем и следят за рыночной ценой своих акций, чтобы не допустить значительного снижения рыночного курса, и поддерживать его на оптимальном уровне, желательно постепенно повышая курсовую стоимость своих ценных бумаг. Это обеспечивает рост рыночной капитализации компании и ее цены, что сказывается на повышении ее рейтинга и привлекательности компании для инвесторов. В результате компания может получать не только дополнительный эмиссионный доход при повторных эмиссиях своих ценных бумаг, но и привлекать в оборот дополнительные финансовые ресурсы под более низкие проценты, что повышает доходность, рентабельность и конкурентоспособность компании.

Таким образом, функционирование вторичного рынка является таким же необходимым механизмом перетока капитала в перспективные отрасли как и первичный рынок.

Кроме того, вторичный рынок обеспечивает ликвидность ценных бумаг, то есть возможность их немедленной продажи по приемлемому курсу, что является обязательным условием инвестирования средств в ценные бумаги. Ликвидный рынок характеризуется незначительным разрывом между ценой продавца и ценой покупателя, небольшими колебаниями цен от сделки к сделке.

Также вторичный рынок, концентрируя спрос и предложение на обращающиеся ценные бумаги, формирует равновесный курс, по которому продаются и покупаются ценные бумаги, что необходимо при перераспределении капитала между отраслями и сферами экономики.

Объем сделок на вторичном рынке в индустриально развитых странах существенно выше, чем на первичном. Например, в США он составляет примерно 60—70% общего объема операций с ценными бумагами. Российский вторичный рынок находится в стадии становления. Особое место на вторичном рынке занимают регионы. Развитие региональных рынков ценных бумаг является одним из важных условий роста экономики многих областей.

В структуре вторичного рынка выделяют две основные организационные разновидности: биржевой и внебиржевой рынки.

Биржевой рынок – это организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, один из регуляторов финансового рынка, обслуживающий движение денежных капиталов.

Внебиржевой рынок – это торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу, сделки на котором осуществляются с использованием телефонных или компьютерных сетей.

Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизованным.

Неорганизованный или «уличный» рынок – наиболее простая форма организации фондовой торговли. Внебиржевой рынок возникает как альтернатива фондовой бирже, которая ограничивает допуск к торгам менее ликвидных и надежных ценных бумаг. В настоящее время во внебиржевом обороте обращается преобладающая часть всех ценных бумаг. Торговлю на внебиржевом рынке ведут брокерско-дилерские компании. Неорганизованный рынок характеризуется отсутствием единого физического центра для проведения сделок, нерегулярностью заключения сделок. Сделки осуществляются с использования телефона, факса, объявлений без посредников. Для неорганизованного рынка характерно отсутствие единого курса ценных бумаг.

Организованный внебиржевой рынок основывается на компьютерных системах торговли ценными бумагами. Например, в США основой организованного внебиржевого оборота является компьютерная система NASDAQ, созданная национальной ассоциацией фондовых лидеров и представляющая коммуникационную систему, позволяющую пропускать по своим каналам сделки на миллиарды акций. Членство в NASDAQ требует от компаний обязательной регистрации в системе своих ценных бумаг и их соответствия определенным требованиям по сумме активов, прибыли, количеству размещенных акций, их курсу и т.д.

В России организационным центром внебиржевого оборота является Российская торговая система (РТС), созданная в 1995 г. по образу системы NASDAQ. Она объединяет брокерско-дилерские компании, осуществляющие торговлю определенными ценными бумагами, прошедшими процедуру листинга, через данную торговую систему.

К операциям внебиржевого рынка относятся: купля-продажа, хранение ценных бумаг, формирование портфеля ценных бумаг и управление им, определение рыночной стоимости ценных бумаг, маркетинговые исследования, ценообразование, оценка инвестиционного риска, которые осуществляются профессиональными участниками фондового рынка. Внебиржевой оборот характеризуется меньшей организованностью и меньшей зарегулированностью по сравнению с биржевым оборотом.

Современная активизация вторичного рынка ценных бумаг прежде всего связана с проведением дополнительных эмиссий как одного из способов привлечения инвестиционных ресурсов для развития предприятий.

 

3. Участники рынка ценных бумаг.

Участниками рынка ценных бумаг являются три категории субъектов: эмитенты; инвесторы; профессиональные участники рынка ценных бумаг.