ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Государство является активным участником фондового рынка, на котором правительственные структуры могут изы­скать средства для покрытия дефицита федерального и местных бюджетов. Во всем мире государства являются крупнейшими заемщиками капитала. Заимствование государст­вом средств у населения и частных компаний осуществляется путем продажи им государственных ценных бумаг, выпускаемых в виде долговых обязательств.

Эмиссия государственных ценных бумаг направлена на ре­шение следующих задач:

Ø покрытие постоянного дефицита государственного бюджета;

Ø покрытие краткосрочных кассовых разрывов в бюджете в
связи с неравномерностью поступления налогов и производимых расходов;

Ø привлечение ресурсов для осуществления крупномасштабных проектов;

Ø привлечение ресурсов для покрытия целевых расходов
правительства;

Ø привлечение средств для погашения задолженности по
другим государственным ценным бумагам.

Активное использование государственных ценных бумаг для покрытия дефицита федерального бюджета начало осуществ­ляться в нашей стране с мая 1993 г., когда в обращение была выпущена первая серия государственных краткосрочных беску­понных облигаций (ГКО). Впоследствии правительство интен­сивно наращивало объем заимствования.

На сегодняшний день на российском рынке государствен­ных ценных бумаг обращались или обращаются следующие инструменты:

· облигации республиканского внутреннего займа 1991 г. или, как их еще называют, «длинные облигации» (ГДО);

· облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

· государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) (обращение заморожено 17 августа 1998 г., в после­дующем — возобновлено);

· казначейские обязательства (КО);

· золотые сертификаты (погашение завершено, готовится эмиссия схожих бумаг);

· облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК);

· облигации федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД);

· облигации государственного сберегательного займа Рос­сийской Федерации (ОГСЗ);

· облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ);

· бескупонные облигации Банка России (БОБРы);

· государственные сберегательные облигации (ГСО).

Ранее других были эмитированы облигации республиканского внутреннего займа 1991 г. (ГДО). Целью выпуска займа являлось покрытие задолженности федерального бюджета Центральному банку РФ. Эмитентом выступает Министерство финансов РФ. Срок обращения ГДО – 30 лет (с 1июля 1991 г. по 30 июня 2021 г.). Облигации республиканского внутреннего займа - это долгосрочные, рыночные ценные бумаги с ограниченным кругом обращения. Владельцами ГДО могут быть только юридические лица – резиденты. Номинал ГДО - 10000 неденоминированных рублей, купонный доход - 15% годовых.

Банком России для покупки и продажи данной ценной бумаги еженедельно устанавливаются курсы покупки и продажи, что обеспечивает надежность и ликвидность рынка. Порядок установления котировок имеет уникальную особенность: в течение одной «особой» недели в году котировки равны текущим котировкам в течение недели за 13 месяцев до наступления «особой» недели. Таким образом, инвесторы могут планировать свои инвестиционные операции с учетом соотношения цен в «особую» неделю и текущей конъюнктуры.

Для инвесторов ГДО не представляют особого интереса. Главная причина — ее низкая, на момент эмиссии, доходность и ликвидность. Впрочем, некоторые инвесто­ры покупали облигации, поскольку Банк России иногда выда­вал централизованные кредиты под их залог. В целом же этот экспериментальный проект не пользуется вниманием со сто­роны государства.

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) были выпущены в обращение 14 мая 1993 г. Минфином с целью погашения внутреннего валютного долга, который образовался в связи с банкротством Внешэкономбанка. В результате банкротства банка на его счетах оказались «замороженными» средства физических и юридических лиц. Процедура погашения задолженности перед гражданами предусматривала прямое погашение в полном размере начиная с 1 июля 1993 г., а задолженность банка перед юридическими лицами была оформлена облигациями на общую сумму 7885 млн.долл.

ОВВЗ были выпущены пятью траншами со сроками погашения от 1 года до 15 лет:

1-й транш – 1 год на сумму 226 млн.долл.;

2-й транш – 3 года на сумму 1518 млн.долл.;

3-й транш – 6 лет на сумму 1307 млн.долл.;

4-й транш – 10 лет на сумму 2627 млн.долл.;

5-й транш – 15 лет на сумму 2167 млн.долл.

Облигации выпущены в бумажной форме номиналом в размере 1000, 10000 и 100000 долл. США. По каждой облигации ежегодно выплачивается купонный доход в размере 3% годовых, что ниже среднего банковского процен­та в Западной Европе и США.

Рынок ОВВЗ оставался довольно вялым до того момента, когда был погашен первый транш. Ко­гда опасения в необязательности государства отпали, облига­ции ОВВЗ стали более популярными. Пользуясь тяжелым по­ложением предприятий, финансовые структуры скупали у них облигации, ориентируясь на получение спекулятивного дохо­да в размере порядка 40% годовых в валюте. На сегодняшний день этот этап уже является пройденным, поскольку почти все облигации уже сменили своих первоначальных владельцев.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) являлись вплоть до их замораживания в 1998 г. общепризнанным лидером российского фондового рынка и вновь стали им в 2000 г. после того, как рынок оправился от последст­вий краха.

ГКО начали выпускаться с мая 1993 г. Эмитентом ГКО является Министерство финансов РФ, который определяет объем выпуска и формирует цену отсечения при первичном размещении облигаций на аукционе, а также средневзвешенную цену аукциона. Уполномоченным агентом Минфина РФ по размещению ГКО является Центральный банк РФ. Он по поручению Минфина организует и проводит аукцион по первичному размещению ГКО, принимает активное участие на вторичных аукционах, выставляя на продажу недоразмещенные выпуски, а также проводит операции на открытом рынке.

Эмиссия ГКО осуществляется периодически в форме отдельных выпусков. Для организации первичного размещения и проведения вторичных торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) создана Торговая система, которая организует проведение торов, осуществляет регистрацию сделок, обеспечивает составление расчетных документов по совершенным сделкам, представляемых в расчетную систему и депозитарий.

Облигации выпускаются в бездокументарной форме в виде записи на счетах депо у дилеров номиналом 1 тыс.руб со сроком погашения 3, 6 и 12 месяцев и являются именными ценными бумагами. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России, в котором указываются все условия выпуска и обращения облигаций.

Доходом по ГКО является разница между номинальной стоимостью ГКО и ценой их приобретения на аукционе при первичном размещении или на вторичном рынке.

Владельцами ГКО могут быть юридические и физические лица. Все операции с ГКО инвесторы ведут через уполномоченные организации – дилеры, в качестве которых выступают крупные банки и финансовые компании.

Привлекательность вложений в ГКО до финансового кризиса заключалась в следующем:

· достаточной надежности государства-эмитента, своевременно осуществлявшего погашение ценных бумаг;

· очень высокой доходности по сравнению с другими финансовыми инструментами (доходность коррелировала с учетной ставкой ЦБ);

· абсолютной ликвидности, ГКО беспрепятственно реализовывались на вторичных торгах;

· предоставлении налоговых льгот.

После финансового кризиса 1998 г. погашение ГКО было заморожено и проведена реструктуризация, которая предусматривала принудительный обмен непогашенных ГКО на новые долгосрочные облигации.

12 декабря 1998 г. распоряжением Правительства РФ № 1787-р проведена новация по ГКО, ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенным в обращение до 17 августа 1998 г. путем их замены на новые обязательства с фиксированным и постоянным купонным доходом и частичной выплатой денежных средств. Такое замораживание внутреннего долга вкупе с обесценением рубля позволило в несколько раз сократить расходы госбюджета. Возрождение рынка ГКО началось в 2000 г.

Казначейские обязательства (КО) — российские государственные ценные бумаги, обращение которых в данный момент уже прекратилось. Казначейские обязательства являлись особым видом государственных ценных бумаг (с доходностью 40 % годовых), которые были выпущены в обращение не для покрытия дефицита федерального бюджета, а для ликвидации уже имеющейся задолженности государства перед предприятиями.

В соответствии с «Положением о по­рядке размещения, обращения и погашения казначейских обя­зательств», утвержденным Минфином России от 21.10.94г. № 140, для проведения взаимозачетов с бюджетом стали применяться казначейские обязательства.

При недостатке средств в бюджете государство в определенной части долга расплачивалось с предприятиями КО. Казначейские обязательства могли приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги, выступать в качестве залога, обмениваться на налоговые освобождения в части платежей в федеральный бюджет, за счет чего происходил взаимный зачет задолженности государства перед предприятиями в части финансирования работ по государственному заказу.

Выпуск КО осуществлялся в безналичной форме в виде записей на счетах депо уполномоченных депозитариев.

Выпускались КО сериями, буква индекса серии соответст­вовала отрасли промышленности, для которой они выпущены, первые четыре цифры обозначали день и месяц выпуска, а по­следние две — порядковый номер серии.

Каждая серия КО обслуживалась банками-депозитария­ми, которые регистрировали все сделки с КО «своей» серии и занимались их погашением. Таким образом, на рынке КО крупные коммерческие банки, занимали ключевую позицию, извлекая при этом хороший доход — 2% за депозитарное обслуживание владельцев КО и 1% — за расчетное обслу­живание.

Погашению КО должно было предшествовать надписание на них нескольких индоссаментов, обязательное минимальное число которых зависело от серии, т.е. Ми­нистерство финансов РФ планировало использовать КО как неинфляционное средство обращения.

КО могли свободно продаваться юридическим и физическим лицам – резидентам, только поле прохождения необходимого числа индоссаментов. Возможность получить в обмен на КО налоговые освобождения привлекала крупные финансовые компании и банки, в результате в России сложился устойчивый рынок КО, доходность на котором на 10-15% была выше доходности на рынке ГКО. Основные доходы по операциям с КО получали финансовые институты, покупая у предприятий КО со значительными скидками. Такая система взаимозачетов оказалась неэффективной. Самое последнее погашение КО произошло 28 марта 1996г.

Золотые сертификаты – государственные ценные бумаги, которые эмитировались Министерством финансов РФ под обеспечение золотом. В качестве обеспечения в Комитете по драгоценным металлам и камням было депонировано 100 тн. золота 0,9999 пробы.

Объем эмиссии золотого сертификата определялся в сум­ме, эквивалентной 100 тн. золота по цене Лондонского рынка на дату начала эмиссии – 27 сентября 1993 г. Доход по сертифи­кату начислялся и выплачивался ежеквартально, также исходя из цены золота на Лондонском рынке.

Золотые сертификаты выпускались в документарной форме и являлись именными ценными бумагами, реестр владельцев которых вело Министерство финансов РФ. Номинал каждого сертификата был эквивалентен 10 кг. золота. Номинал сертификатов, выраженный в рублевом эквиваленте, был величиной переменной, завися от изменения цены золота и соотношения курса рубля и доллара. По сертификатам была установлена гарантированная годовая доходность на уровне 3-месячной ставки ЛИБОР по долларам США плюс 3%.

На вторичном рынке уполномоченные банки продавали сертификаты по рыночным ценам резидентам и нерезидентам РФ.

Первичное размещение золотых сертификатов осуществляло Министерство финансов РФ, продавая их уполномоченным банкам.

Размещение Министерства финан­сов РФ началось 27 сентября 1993 г., погашение в соответст­вии с проспектом эмиссии — через год.

Данная бумага была обеспечена 10 кг золота 0,9999-й про­бы, и владельцы сертификатов, не только физические, но и юридические лица, пожелавшие этого, своевременно получи­ли золотые слитки либо самостоятельно, либо через коммер­ческие банки, имеющие разрешение Банка России на совер­шение операций с драгоценными металлами. Вообще же большинство инвесторов предпочли денежную форму погашения.

Сертификат не был особенно доходной бумагой, поскольку резкого роста цены золота на мировом рынке не произошло. Вторичного рынка золотых сертификатов так и не возникло. Не был особенно выгоден сертификат и Министерству финан­сов РФ. Вместе с тем эта бумага, заполнила на рынке брешь, образованную отсутствием высоконадежных, неспекулятив­ных бумаг.

На рынке золотых сертификатов банки играли ключевую роль. Продажа сертификатов осуществлялась посредством их размещения Министерством финансов РФ среди уполномо­ченных коммерческих банков. Ряд банков покупали сертифи­каты в связи с тем, что они приступили к формированию соб­ственных золотых резервов. Кроме того, обладание золотым сертификатом в какой-то степени служило основанием для получения банком лицензии на право ведения операций с дра­гоценными металлами. Свою роль играло и то, что золотые сертификаты могли вноситься банками под резерв, создавае­мый по привлеченным средствам.

Наибольшую выгоду эта ценная бумага принесла круп­ным коммерческим банкам, имеющим лицензию на право совершения операций с драгоценными металлами. На мо­мент начала погашения сертификатов таких банков насчи­тывалось 39.

Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК). Облигации федерального займа были эми­тированы на основании Генеральных условий эмиссии и об­ращения облигаций федеральных займов, утвержденных По­становлением Правительства РФ от 15.05.95 г. № 458.

Основными целями выпуска ОФЗ-ПК являлись:

- увеличение срока заимствования;

- управление стоимостью обслуживания госдолга путем регулирования плавающей ставки;

- перераспределение средств инвесторов с рынка ГКО в среднесрочные ценные бумаги.

Эмитентом ОФЗ является Министерство финансов РФ. Общий объем эмиссии определяется Министерством в преде­лах общего лимита государственного долга, установленного федеральным законом о государственном бюджете. Генераль­ным агентом эмитента, как и в случае с ГКО, выступает Банк России.

ОФЗ определяются условиями их выпуска как именные купонные среднесрочные государственные ценные бумаги (срок обращения один-два года, в зависимости от серии) и пре­доставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости при их погашении и на получение купонного дохо­да в виде процента к номинальной стоимости ОФЗ.

Номинал ОФЗ - 1 тыс. руб., процент­ная ставка выплачиваемого купонного дохода определяется на основе доходности по ГКО по каждому вы­пуску ОФЗ отдельно. В качестве владельцев ОФЗ могут вы­ступать как юридические, так и физические лица, как рези­денты, так и нерезиденты.

Рынок ОФЗ теснейшим образом связан с рынком ГКО, по­этому специалисты, как правило, говорят о рынке ГКО - ОФЗ. В целом рынок ОФЗ также находится под влиянием ком­мерческих банков. Они составляют основную группу офици­альных дилеров на этом рынке.

Следует отметить, что после того как рынок российских государственных ценных бумаг оправился от последствий краха 17 августа 1998г., ОФЗ стали играть несколько большую, чем ранее, роль в качестве инструмента регулиро­вания конъюнктуры финансового рынка в целом. Во второй декаде октября 2001 г. Министерство финансов РФ объявило о проведении обмена крупнейшего выпуска ОФЗ 30-й серии на новые государственные ценные бумаги общей суммой 18 млрд. руб. с целью уменьшения нагрузки на валютный рынок в конце года, когда к погашению должно было предъявлено ОФЗ на сумму почти 32 млрд. руб.

Облигации федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД). Снижение темпов инфляции и тенденции снижения процентных ставок на РЦБ в 1997 г. создали условия для выпуска среднесрочных ценных бумаг с фиксированной ставкой дохода.

ОФЗ-ПД обращаются с февраля 1997 г. Облигации являются именными купонными государственными ценными бумагами с номинальной стоимостью 1 тыс. руб. и представляют их владельцам право на получение номинальной стоимости при ее погашении и на получение купонного дохода. Особенностью механизма образования купонного дохода является то, что величина купонного дохода фиксирована на каждый процентный период.

Эмитентом ОФЗ-ПД является Министерство финансов РФ, которое по согласованию с Банком России устанавливает для каждого отдельного выпуска облигаций его объем, размер купонного дохода, дату размещения, даты выплаты купонного дохода и т.д. Указанные условия фиксируются в глобальном сертификате.

Общий объем эмиссии определяется Министерством в преде­лах общего лимита государственного долга, установленного федеральным законом о государственном бюджете. Генераль­ным агентом эмитента, как и в случае с ГКО, выступает Банк России.

В соответствии с распоряжением правительства от 12.12.98 г. №1787-р «О новации по государственным ценным бумагам» проведена новация по облигациям федеральных займов с постоянным купонным доходоа от 12.12.98 г. №1787-р «О новации по государственным ценным бумагам» проведена новация по облигациям федеральных займов с постоянным купонным доходом. В порядке новации были выпущены в обращение облигации федерального займа с постоянным купонным доходом со сроком обращения 3 года и нулевым купонным доходом. Они могут быть использованы для погашения просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, образовавшейся по состоянию на 01.01.98 г., а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций.