А. Институты
В самом начале своей главы Альт и Алезина недвусмысленно заявляют о своей позиции относительно современной политэкономии (гл. 28 наст. изд.). Первая тема, на которой они заостряют внимание, касается эндогенности институтов. Как справедливо утверждают авторы, одна из важнейших задач современной политической науки и экономики заключается в объяснении появления и эволюции институтов.
Результаты этой исследовательской программы чрезвычайно важны. В конечном итоге, для их объяснения не может быть использована ни одна институциональная структура. Различные типы политического поведения в разных странах нельзя объяснить институциональными факторами, поскольку сами по себе эти факторы определяются комплексом значительно более глубоких причин. Нельзя, например, вести речь о том, что в двух штатах в США проводится «естественный эксперимент», поскольку там приняты разные законы регистрации избирателей. Различия в регистрационном законодательстве сами по себе могут отражать существенно более глубокие проблемы. Неодинаковая величина государственной задолженности не может определяться разницей в правилах формирования и использования государственного бюджета, поскольку те государства, которые не намерены брать займы, скорее всего, принимают законы, ограничивающие размер государственного долга.
Как сторонний наблюдатель, я должен был бы задать вопрос о том, что именно в таком анализе следует считать экзогенными переменными величинами? Каковы простейшие составные элементы такого рода процедуры моделирования? Предположение, что наличие лишь одного кандидата автоматически предопределяет его избрание, слишком просто, чтобы быть истинным. Модель классической демократии в данном случае может рассматриваться с тех же позиций, что и классическая модель поведения потребителя. Предпочтения — слишком простое понятие, как и наблюдаемое поведение, определяемое самой сутью таких предпочтений. При определенных обстоятельствах результатом может стать предпочтения «среднего избирателя». Можно иметь целый комплекс политических институтов, но если они не отражают того, что соответствует предпочтениям среднего избирателя, им придется измениться, причем изменяться они будут до тех пор, пока не смогут удовлетворять этим предпочтениям. В числе таких институтов могут быть и политические партии, но в ходе голосования будут избраны кандидаты лишь тех из
них, платформы которых в большей или меньшей степени совпадут с позицией среднего избирателя. Иначе говоря, нам представляется, что в институциональных факторах было бы бессмысленно искать дополнительные возможности для объяснения поведения правительства, за исключением тех переменных, которые влияют на выбор среднего избирателя.
Как уже отмечалось выше, к предпочтениям избирателей следует относиться с определенной долей осторожности. В данном случае я хочу лишь подчеркнуть некоторую претенциозность исследовательской программы. Мне импонирует то, что написал Б. Грофман о проблемах, связанных с основополагающей работой Даунса (гл. 30 наст. изд.). Как и он, я согласен, что было бы слишком оптимистичным надеяться на возможность объяснения того факта, что французы пьют больше вина и меньше пива, чем баварцы, — вряд ли ответ на этот вопрос прозвучит убедительно, если за основу объяснения такого различия принять разницу между их вкусовыми рецепторами. Как справедливо полагает мой коллега, значительно больше шансов получить верный ответ у нас было бы в том случае, если бы мы захотели выяснить, что произойдет, если цены на вино возрастут. Что же касается вопроса о государственном долге, в данном случае имело бы смысл изучить реакцию различных слоев общества на неожиданные фискальные или налоговые потрясения (Poterba, 1994).
Такая направленность исследований мне представляется более обоснованной по двум взаимосвязанным причинам. Первая из них состоит в вероятности наличия в рамках системы серьезных разногласий: на то, чтобы достичь равновесия, может потребоваться достаточно много времени. В долгосрочной перспективе значение имеют лишь предпочтения избирателей, однако обозримое будущее определяется историческим опытом. В упомянутых работах есть много неопределенного. Как подчеркивают Альт и Алезина, с момента своего создания институты стремятся к упрочению социальной базы, на которую они опираются (гл. 28 наст. изд.). Вторая же причина заключается в том, что возможно и многополюсное равновесие, причем в этом случае окончательный результат зависит от хода истории. Так, например, некоторые страны могут иметь большой государственный долг, а другие — весьма незначительный, причем без каких-либо видимых причин, просто потому, что точки отсчета, фиксирующие начало их истории, разные. Основываясь на данных компаративной статики, мы все же можем говорить о том, что исследования привели нас к более или менее определенным выводам.