Искажения, вызванные «вкладами»
Такого рода концептуальному осмыслению могут быть подвергнуты практически все типы человеческой деятельности, причем в результате этого можно создать интересные и иногда весьма жизнеспособные гипотезы. Так, например, промышленные рабочие, институционально находящиеся в рамках системы социальной защиты, которая обеспечивает им достаточно высокий уровень жизни, будут идти на соглашение с работодателями, что приведет к росту безработицы, как только работодателям придется ускорить темпы технической модернизации производства, ведущей к сокращению численности работающих. В условиях рыночных отношений производители сталкиваются с неопределенностью, которая заставляет их подчинять свою деятельность властным структурам и договорным формам, что выступает в качестве внешних факторов, направленных на увеличение операционных затрат в экономике затратных транзакций (Williamson, 1975; 1985). Такого рода ситуациям посвя-
4 О «вкладах» и их последствиях см., напр.: Sen, 1981; 1983; Drew, Sen, 1989; Dasgupta, 1993. О динамике — написанные с социологических позиций работы о политэкономии позиционного соперничества: Hirsch, 1976; Elster, 1976; Sen, 1983. Об инфляции см.: Hirsch, Goldthorpe, 1978. О «фискальном кризисе государства» см.: О'Connor, 1973; Cough, 1979; Offe, 1984.
щено бесчисленное множество политэкономических мифов, в которых идет речь о бюрократах, борющихся за максимизацию бюджета (Niskanen, 1971), о политических деятелях, стремящихся максимизировать полученные голоса избирателей, об избирателях, пытающихся извлечь для себя максимум пользы (Downs, 1957), или о штатах, стремящихся к максимизации своей юрисдикции (Scharpf, 1994) — все они оказывают благоприятное или, чаще, не очень благоприятное воздействие на решение проблем занятости, бюджетного дефицита, инфляции, экономического роста, доверия и гражданской культуры.
Среди наиболее популярных видов деятельности политэкономов почетное место занимает моделирование неожиданно возникающих негативных явлений. К числу крупнейших достижений политэкономии XX в. относятся теорема невозможности К. Арроу и доказательство принципиальной произвольности совокупных правил социального выбора, которые плохо согласуются с либерально-демократическими мифами о «воле народа» Д. Миллера (Arrow, 1963; Miller, 1993), Среди важных достижений следует отметить также моделирование «дилеммы узника» и теорию М. Олсона о «логике коллективного действия», которые наглядно продемонстрировали, как рациональные акторы постоянно пренебрегают использованием доступных им важных ресурсов (Olson, 1965). Издается большое число работ, название которых отражает присущую их авторам обеспокоенность. Упомянем лишь следующие подобные произведения: Г. Хардин «Трагедия общественного представительства», Э. Даунс «Почему государственный бюджет слишком мал в условиях демократии», А. Сен «Рациональные глупцы», Б. Бэрри и Р. Хардин «Рациональный человек в иррациональном обществе?» (Hardin, 1968; Downs, 1960; Sen, 1977; Barry, Hardin, 1982).
В противоположность классической социологии в целом и идеям М. Вебера и Э. Дюркгейма в частности, в политэкономических трудах имеют место материалистические тенденции. Это проявилось, в том числе, в сравнительно недавних исследованиях так называемой «парадигмы рационального выбора», имевших большой успех. Моделирование неожиданно возникающих негативных явлений нередко сочетается с отрицанием идеалистических и волюнтаристских теорий социального действия. Поведенческие траектории определяются объективными возможностями, стимулами, интересами и расчетами, а не тем, что люди субъективно чувствуют или воображают и чем руководствуются в своих действиях. Исходящие из «реалистической» перспективы политэкономы не придают большого значения тем причинам, которыми сами акторы объясняют мотивы тех или иных своих действий, а нередко и вообще не считаются с ними. В действительности в развитии общественной жизни определяющую роль играют не столько идеи, личности и нормы, сколько рациональное стремление к воплощению в жизнь определенных интересов и используемые для этого механизмы, причем сам термин «интерес» всегда предполагает указание места его носителя в определенной структуре. Это подразумевает и то, что существуют другие акторы с противоположными интересами, в соперничестве с которыми наше «я» должно одержать верх. Подобно безликим «театральным маскам» К. Маркса, изучаемые политэкономией агенты на самом деле выпадают из контекста социальных и культурных реалий. В том случае, если они будут стремиться к соблюдению норм, не руководствуясь при этом соответствующими расчетами, существует значительная вероятность того, что им не только не удастся достичь оптимальности в паретовском смысле слова, но они придут к неизбежному краху.
Если нормы и играют в политической экономии какую-то роль, роль эта является второстепенной, подчиненной или «надстроечной». Нормы могут быть определены и введены в действие лишь в следующих случаях: либо если акторы согласились принять эти нормы в расчете на то, что те помогут им в достижении стоящих перед ними целей; либо если та или иная норма стратегически провозглашается определенной партией или классом, с тем чтобы отстаивать их интересы в борьбе со своими противниками; либо если норма и определяемые ею ценности представляют собой результат некой эволюционной логики, в соответствии с которой отбираются лишь те из них, что обладают способностью к повышению потенциала эффективности (Axelrod, 1984; Ullmann-Margalit, 1977; Taylor, 1987; Coleman, 1990). Следование нормам может также являться результатом нерационального поведения, которое вскоре должно будет исчезнуть под воздействием конкуренции, как, например, расистская практика работодателей при найме на работу, когда люди, позволяющие себе роскошь нерациональных действий, вскоре оказываются перед лицом вполне реальных экономических и юридических ограничений (Becker, 1991).
До настоящего времени область частичных тематических совпадений и спорных проблем между политэкономией и социологией оставалась достаточно узкой. Многие основные устоявшиеся направления социологических исследований — такие, как социологические проблемы религии, преступности, культуры, семьи, профессиональной деятельности, знаний, этнических проблем, расовых и гендерных отношений, образования, урбанистических общностей — еще не стали объектом достаточно пристального внимания со стороны политэкономии5. Все это, по крайней мере на сегодняшний день, в основном выходит за пределы конфликта парадигмы.