В. Политэкономия формирования правительства

В ранних коалиционных моделях, в частности, в работах У. Райкера, обра­зование коалиций представлялось как межпартийная игра, выигрышем в ко­торой было получение мест в кабинете министров (Riker, 1962). Почти все ранние подходы с позиции теории игр рассматривали партии как институты, не столько мотивированные политически, сколько стремящиеся к получению ответственных постов. Кроме того, достаточно распространенным был под­ход, учитывающий возможность сотрудничества. В соответствии с этим подхо­дом, любые заключаемые сделки были обусловлены давлением внешних об­стоятельств, стремлением избежать столкновений и снизить затратные транз­акции. Более того, отсутствие у акторов соответствующего стремления к со­гласованию позиций (т.е. желания пересмотреть условия достигнутого соглашения), делало такие модели достаточно ограниченными. К этому следу­ет добавить, что немногие из них давали описание тех способов, с помощью которых институты влияли на процесс формирования правительств, хотя су­ществует множество таких примеров (Lover, Schofield, 1990). В заключение надо отметить, что даже те коалиционные теории, которые исходили из пред­положения о том, что политики стремятся к реализации определенного поли­тического курса, допускали, что формирование наиболее перспективной с точки зрения победы в предвыборной борьбе коалиции (если она сложилась) может произойти в любой точке политического пространства.

Тем не менее, в самое последнее время в исследовании моделей и подходов произошли заметные изменения. Некоторые из них вызваны дальнейшей фор­мализацией более ранних пространственных моделей, развитием традиции те­ории игр—теории кооперации. Что касается других, то они связаны с услож­нением подходов к агентам и затратным транзакциям различных типов, включая специфические последствия взаимодействия, определяемые институтами, ог­раничения самоусиливающихся (в отличие от обусловленных внешним дав-

лением) сделок, невозможность отделить политические результаты от стрем­ления политиков к обеспечению надежности своих действий, что необходимо для получения электоральной поддержки. Эти модели прежде всего направле­ны против подхода с позиции коллективного выбора и коллективных дей­ствий, который лежит в основе последних достижений в области политичес­кой экономии.