В. Политэкономия формирования правительства
В ранних коалиционных моделях, в частности, в работах У. Райкера, образование коалиций представлялось как межпартийная игра, выигрышем в которой было получение мест в кабинете министров (Riker, 1962). Почти все ранние подходы с позиции теории игр рассматривали партии как институты, не столько мотивированные политически, сколько стремящиеся к получению ответственных постов. Кроме того, достаточно распространенным был подход, учитывающий возможность сотрудничества. В соответствии с этим подходом, любые заключаемые сделки были обусловлены давлением внешних обстоятельств, стремлением избежать столкновений и снизить затратные транзакции. Более того, отсутствие у акторов соответствующего стремления к согласованию позиций (т.е. желания пересмотреть условия достигнутого соглашения), делало такие модели достаточно ограниченными. К этому следует добавить, что немногие из них давали описание тех способов, с помощью которых институты влияли на процесс формирования правительств, хотя существует множество таких примеров (Lover, Schofield, 1990). В заключение надо отметить, что даже те коалиционные теории, которые исходили из предположения о том, что политики стремятся к реализации определенного политического курса, допускали, что формирование наиболее перспективной с точки зрения победы в предвыборной борьбе коалиции (если она сложилась) может произойти в любой точке политического пространства.
Тем не менее, в самое последнее время в исследовании моделей и подходов произошли заметные изменения. Некоторые из них вызваны дальнейшей формализацией более ранних пространственных моделей, развитием традиции теории игр—теории кооперации. Что касается других, то они связаны с усложнением подходов к агентам и затратным транзакциям различных типов, включая специфические последствия взаимодействия, определяемые институтами, ограничения самоусиливающихся (в отличие от обусловленных внешним дав-
лением) сделок, невозможность отделить политические результаты от стремления политиков к обеспечению надежности своих действий, что необходимо для получения электоральной поддержки. Эти модели прежде всего направлены против подхода с позиции коллективного выбора и коллективных действий, который лежит в основе последних достижений в области политической экономии.