Затратные транзакции
При всех этих подходах именно экономические и политические институты определяют, насколько затратные транзакции позволят или помешают получить выгоды от обмена. Затратные транзакции включают в себя расходы на определение качества продукта, наблюдение за эффективностью, защиту прав собственности (либо посредством изгородей, либо с помощью юристов), обеспечение проведения в жизнь достигнутых соглашений и даже лоббирование3. Они включают расходы на организацию и ведение переговоров. Такая плата взимается институтами за свои услуги в тех случаях, когда группа лиц ведет переговоры о какой-либо сделке, стремится оказать влияние на обладателя прав или когда какая-либо группа акторов стремится приобрести представляющие для них ценность права собственности (Milgrom, Roberts, 1990). Этот
2 Чаще всего в данном случав ссылаются на общее определение Д. Норта, который характеризовал институты как «правила игры, принятые обществом, или, если подходить к вопросу более формально, созданные людьми ограничения, определяющие человеческие взаимоотношения» (North, 1990, р. 3).
3 Эти затраты в определенной степени влияют на выбор фирмами методов максимизации прибыли и определяют уровень производительности (Eggertsson, 1990).
второй тип затрат столь же повсеместно распространен, сколь сами институты, однако он представляет собой не просто затраты на ресурсы. Как трудности со стимулированием, порождаемые проблемой «руководитель—исполнитель» в рамках фирмы, так и возможность значительных потерь в результате отсрочки или незаключения соглашения (возникающих в связи с проблемами юридического характера, которые либо предусматривают проверку со стороны большинства, либо требуют делегирования прав доверенному лицу) зачастую нельзя предотвратить путем прямого увеличения затрачиваемых средств: «Из специальных работ о действии побудительно-совместимых механизмов при наличии информационной ассиметрии известно, что нет такого способа, с помощью которого можно было бы решить проблему с учетом всех предпочтений и без некоторого ущерба для эффективности... Эти недостатки... не могут быть преодолены за счет расхода дополнительных средств, которым можно было бы найти лучшее применение, поскольку... проблема стимулирования препятствует тому, чтобы сделать это лучше» (Calvert, 1995).