Г. Отчетность снизу доверху
Традиционные бюрократические модели — восходят ли они корнями к колониальному прошлому, военным режимам, в основе которых лежало неукоснительное выполнение приказов, или к веберовской рационализации, — основывались на принципе отчетности всех уровней власти политическим суверенам, роль которых при парламентских демократических режимах выполняют министры. В соответствии с доктриной о министерской ответственности, чиновники анонимно отчитывались перед своими политическими руководителями, которые, по крайней мере в принципе, брали на себя ответственность за политическую линию, проводившуюся их департаментом (Day, Klein, 1989). Рост численности полуавтономных учреждений и их выход на рынок с предложением собственных услуг, определенный подрыв позиций номенклатуры и организаций третьего сектора — все эти обстоятельства в совокупности ослабили традиционные формы ответственности. Циники даже выдвинули предположение о том, что одна из главных, хотя открыто и не упоминающихся целей нового социального управления состоит именно в том, чтобы удалить министров с линии огня. Как свидетельствует прежний опыт Великобритании, высшие чиновники могут нести ответственность за проводимый возглавляемыми ими министерствами курс: таким образом, стремление министров избежать ответственности усилилось. Защитники реформ утверждают, что никакие проведенные преобразования не изменили принцип политической отчетности. Скорее, можно говорить о том, что он был дополнен принципом отчетности сверху донизу (т.е. отчетности перед потребителями услуг государственного сектора): такие нововведения, как наложение дисциплинарных взысканий на государственных чиновников, деятельность которых оказывается ниже установленных качественных показателей и не является достаточно эффективной, направлены именно на то, чтобы обеспечить дальнейшее развитие принципа отчетности перед потребителями.