Б. Прямой контроль
Вторым предположением, сыгравшим важную роль в развитии представлений об общественном секторе, является идея прямого контроля, или иерархии. Несмотря на нередко возникающие ассоциации с М. Вебером, этот принцип уходит своими корнями в глубь времен (он был одним из организационных принципов наполеоновской управленческой модели во Франции и нескольких других европейских странах), основываясь на потребности, а нередко и стремлении сотрудников государственных организаций неукоснительно следовать приказам, получаемым ими от своего руководства. Если известные схемы управления имеют какую-либо ценность, она основывается на стремлении служащих обменивать свою исполнительность на причитающееся им материальное вознаграждение. Кроме того, если в государстве надо поддерживать законность и существует некая система отчетности, иерархия становится важнейшим связующим принципом между министрами и многочисленными подчиненными, принимающими решения от их имени в той или иной сфере государственной деятельности.
Бытовавшие ранние идеи об иерархическом управлении ныне подвергаются переосмыслению в свете представлений о «наделении властью», означающей предоставление все более возрастающей организационной власти как сотрудникам, так и клиентам государственных учреждений. Во-первых, должны быть расширены полномочия низшего звена государственных служащих, и им следует предоставить более высокую степень контроля над исполнением собственных обязанностей. Если иерархическая структура подразумевает непосредственный надзор за служащими и контроль над их решениями со стороны управляющих, наделение властью предназначено для того, чтобы дать служащим большую свободу действий в принятии решений и, соответственно, большую меру ответственности за собственные поступки (Kemaghan, 1992). Кроме того, идеи исключительно качественного менеджмента, опять-таки заимствованные из частного сектора, были привнесены в государственный сектор с целью вовлечения служащих всех уровней в процесс принятия решений и повышения за счет этого эффективности деятельности их организаций (Swiss, 1993).
Эти идеи никак нельзя назвать новыми, и многие теоретики организационного направления уже в течение долгого времени призывали к большей демократичности в рамках государственных и частных организаций. Что появилось нового, так это приверженность государства данному управленческому стилю, в частности, это нашло отражение в программе «Социальные услуги — 2000» в Канаде или в некоторых положениях Национального доклада об эффективности (National Performance Review), также известного в Соединенных Штатах как «Доклад Гора» (Теilliеr, 1990; Peters, Savoie, 1994). Вместе с тем движение за передачу полномочий указывает и на некоторые противоречия, обозначившиеся в потоке предпринимаемых ныне усилий по реформированию правительственных структур, а также в сложившихся представлениях о социальном управлении. С одной стороны, считается, что управляющие должны быть свободны в своих действиях, чтобы эффективно управлять, однако с другой, — что низовым звеньям управленческого персонала следует предоставлять все большую организационную власть.
Справедливости ради следует отметить, что не только идеологи подчеркивали значение сотрудников низовых звеньев государственных организаций. Еще в 30-е годы специалисты, занимающиеся изучением государственных учреждений, указывали на важность низового звена их сотрудников при определении того, кто что получает от правительства (Almond, Lasswell, 1935). Позже такой подход стал известен под названием «бюрократия низового уровня» (Lipsky, 1980; Adier, Asquith, 1981). Задача проводившихся в этом направлении эмпирических исследований сводилась к доказательству того, что чиновники низовых звеньев государственных организаций всегда обладали большой властью над людьми. Поэтому вместо того чтобы пытаться отрицать этот факт, ссылаясь на традиционные иерархию и отчетность, было бы лучше признать его и попытаться найти способы решения тех проблем, которые он ставит (Day, Klein, 1989).
Наряду с предоставлением большей степени автономии низовому звену госслужащих, движение за передачу полномочий также стремится обеспечить расширение прав клиентов этих организаций. Такой дух участия и стремление предоставлять услуги, «направляемые потребителем», принимают различные формы. Так, например, «Гражданская хартия» в Великобритании и аналогичные документы во Франции в значительной степени дают представление о типах услуг, на получение которых от своих правительств могут рассчитывать граждане. Некоторые реформы, финансированные комиссией Гора в США, также вынуждают государственные организации считаться с мнением потребителей их услуг и имеют целью служить именно потребителям, а не ориентироваться на сложившиеся в этих организациях представления том, какие услуги должны предоставляться клиентам.