Аргументы, оправдывающие уже принятое решение, и развитие политического курса
Значение идей не ограничивается их ролью в решении насущных проблем;
они играют не меньшую роль как в ходе уточнения стоящих задач, определения спектра возможных способов их достижения, так и в случае необходимости выбора конкретного решения при наличии многих вариантов урегулирования проблемы (Garrett, Weingast, 1994). Поскольку политический курс выражается в языковой форме, постольку на каждой стадии этого процесса используются определенные аргументы. Каждый политик отдает себе отчет в том, что идеи и аргументы нужны не только для того, чтобы определить его позицию по конкретной проблеме, но также потому, что ему нужно объединить людей, разделяющих эту позицию. Даже тогда, когда тот или иной политический курс можно объяснить как действия группы людей, руководствующихся эгоистическими соображениями, те, кто стремится к его проведению, должны рационально обосновать достоинства этого курса (Kingdon, 1984; Majone, 1989).
Вполне возможно, что такого рода объяснения представляют собой лишь рационализацию той или иной позиции, однако и рационализация достаточно важна, поскольку она становится неотъемлемой частью общественных дискуссий и в качестве таковой может оказывать существенное влияние на последующее развитие политического курса. Исследователи процесса принятия политических решений хорошо знают, что нередко идеи и анализ используются для того, чтобы оправдать те или иные уже принятые решения. Когда приводимые доводы основываются на соображениях, отличающихся от тех, которые обусловили принятие того или иного решения, с ними обычно не считаются, относясь к ним как к попыткам логического истолкования уже совершенных действий. Тем не менее, подобного рода критицизм — даже в тех отдельных случаях, когда он может быть оправдан, — не принимает в расчет то обстоятельство, что доводы, приводимые задним числом, могут быть разумно использованы в процессе политического развития
в целом. Несколько примеров помогут показать широкое разнообразие такого их применения.
В первом из приводимых примеров хотелось бы сослаться на широко известный эпизод из истории распространения экономических идей. Политика Ф. Д. Рузвельта, направленная на увеличение правительственных расходов с целью снижения уровня безработицы и выхода за счет этого из кризиса, получила название кейнсианской. Это не означает, что Рузвельт узнал о роли государственных расходов от Дж. Кейнса, Представление о том, что идеи английского экономиста оказали влияние на проведение политики Нового Курса, возникло давно, однако оно является не более чем легендой (Winch, 1969). Как бы то ни было, теория Кейнса явилась лишь всесторонним осмыслением того, что было сделано Рузвельтом. Ответы, данные этой теорией на вопросы о причинах длительной безработицы, как и соображения об эффективности общественных затрат, не были предпосылкой развития Рузвельтом налоговой системы. Однако после того как идеи Кейнса овладели умами экономистов и политиков, было начато преобразование налоговой политики, которое составляло суть либерального экономического курса, применявшегося на протяжении нескольких последующих десятилетий. По словам бывшего председателя Совета по экономическим вопросам при Президенте США, «без Кейнса и особенно без интерпретации его идей последователями этого учения экспансионистская фискальная политика могла бы так и остаться разовой мерой, вызванной к жизни лишь силой обстоятельств, но так и не ставшей образом жизни» (Stein, 1984, р. 39).
Равным образом акты Шермана и Клайтона, впервые вводившие в американскую политику антитрестовское законодательство, не были разработаны под влиянием экономической теории монополий, которая в тот период еще только зарождалась. Скорее, можно сказать, что существующее ныне в сложнейшей экономической системе Соединенных Штатов антитрестовское законодательство в значительной степени обязано своим возникновением ранним стадиям антитрестовского политического курса и последующему росту числа экономистов, предлагавших свои услуги на рынке труда в качестве либо экспертов, либо политических аналитиков (Hannah, 1990, р. 375). Однако это вовсе не означает, что экономика не оказывала влияния на развитие антитрестовского политического курса. Напротив, значительные изменения в ее упрочении за последнюю четверть века произошли благодаря современньм экономическим аналитикам и при самом непосредственном их участии (Williamson, 1987, р. 301).
Для того чтобы понять, насколько широко распространено применение доводов, выдвинутых после принятия решений, во всех сферах общественной жизни, рассмотрим положение судьи, который выносит приговор по делу на основе собственных субъективных представлений о справедливости, руководствуясь лишь внутренним ощущением того, что в данном случае принятое решение справедливо, хотя одновременно он понимает, что такого рода соображения не могут быть положены в основу приговора, который вынесет суд. Поэтому судья подкрепляет свое мнение объективными категориями юридических аргументов, и любое последующее разбирательство дела (например в случае подачи апелляции) будет основываться уже не на действительном процессе, в ходе которого судья пришел к своему выводу, а на заявленной им позиции. На самом деле большинство юридических систем функционируют таким образом, что причины судебных решений, скорее, следуют за вынесени-
ем приговора, чем предшествуют ему. Бывает, что и другие судьи соглашаются с решением данного судьи, но мотивация для вынесения аналогичного приговора у них будет иной; в американской судебной системе им в таком случае предоставляется возможность сформулировать свое особое мнение.
Тем, кто полагает, что судебное мнение представляет собой точное воспроизведение процесса принятия решения судьей, когда тот формулирует свою позицию, такие процессуальные нормы могут показаться абсурдом. Если же, тем не менее, рассматривать мнение как своего рода отчет о ходе принятия судьей решения, тогда апелляция к юридическим и логическим доводам, которые, возможно, не сыграли никакой роли в ходе данного судебного разбирательства, станет вполне понятной (Wasserstrom, 1961). На самом деле мнение судьи не является предпосылкой того силлогизма, который отражается в принятом решении; скорее, оно представляет собой средство осуществления рационального контроля над выводами, к которым можно прийти на основании доводов, не имеющих непосредственного отношения к юриспруденции и облегчающих достижение взаимопонимания между участниками судебного процесса.
То обстоятельство, что доводы, выдвигаемые после принятия решения, используются в самых разных ситуациях, — они играют немалую роль даже в естественных науках (Majone, 1989, р. 30—31) — является свидетельством важности их социальной функции, которая не сводится лишь к «рационализации» какой-либо уже сформированной позиции политиков или чиновников. По сути дела, три разобранных нами примера дают основание выявить три такие функции. Во-первых, доводы, выдвигаемые после принятия решения, служат для рационализации: они составляют концептуальную основу для объединения в комплекс некоторого числа решений, которые в противном случае оставались бы разрозненными и менее действенными. Нередко те или иные решения политиков принимаются под давлением внешних событий или обусловливаются силой личных убеждений. В таких случаях выдвигать соответствующие доводы необходимо после принятия того или иного решения, чтобы объяснить его и показать, что оно вполне соответствует направленности данного политического курса, чтобы усилить некоторые его акценты, продемонстрировать неожиданные новые возможности его применения и заранее предвосхитить ответы его потенциальным критикам. Более того, поскольку данный политический курс уже какое-то время проводится в жизнь, в него необходимо постоянно вносить коррективы, чтобы укреплялась внутренняя связанность между его отдельными компонентами и он более адекватно соответствовал постоянно меняющимся внешним условиям. Актуальный экономический анализ антитрестового политического курса, первоначально задуманный главным образом как политический ответ на засилье монополий на рынке, может быть объяснен именно с этой точки зрения.
Во-вторых, аргументы, приводимые после принятия решений, служат цели институционализации идей. В замечании М. Стейна о важности кейнсианской теории в деле превращения экспансионистской налоговой политики в «образ жизни» отражается суть этого процесса. Точно также, Дж. Гаррет и Б. Вейнгаст показали, как мысль о «взаимном признании», уже присутствовавшая в Римском договоре, подписание которого знаменовало собой создание Европейского экономического сообщества, обрела институциональную форму благодаря юридическим актам Европейского суда справедливости и ряду докумен-
тов Европейской комиссии (Garrett, Weingast, 1994). Воплощенная в этой форме идея оказала мощное воздействие на развитие и внедрение программы внутреннего рынка («Европа—1992»). Важно подчеркнуть диалектичность отношения между политическим курсом и идеями, воплощенными в институты. Вместо того чтобы выявлять новые возможности, такие идеи лишь обобщают решения, уже применяющиеся на практике; однако наряду с этим они помогают эти решения совершенствовать, дают им соответствующую оценку и преобразуют их. Поэтому наше представление о том, как развивается практическая политика, нераздельно связано с институционализиро-ванными идеями и теориями, которые лежат в основе того или иного политического курса и одновременно служат критерием его оценки (Majone, 1989, р. 146-149; Krasner, 1994).
Третья, и возможно, наиболее важная функция аргументов, выдвигаемых после принятия решений, состоит в превращении одноразовой акции в «игру с последствиями» за счет поддержания постоянных связей между максимально большим количеством ее участников. Лишь мнение судьи, зафиксированное в письменном виде, — а не само по себе его решение как таковое, — позволяет заинтересованным сторонам предпринять последующие шаги, например, подать апелляцию по принятому решению. Очень важно не забывать о том, что в данном случае, как и в других юридических разбирательствах (таких, например, как конституционный пересмотр вынесенного приговора), вопрос заключается в том, какие причины могут быть при этом выдвинуты, даже когда это выдвижение сделано post hoc. Такой подход к проблеме свидетельствует, что цель постановки подобного рода вопросов состоит не в том, чтобы качественно улучшить лишь одно решение, а в том, чтобы облегчить дальнейшее развитие всего процесса.
Равным образом, в соответствии с требованием обоснования представителями исполнительных органов власти принимаемых ими решений (которое, в частности, содержится в законе об административных процедурах в США и в статье 190 Римского договора), они обязаны указывать не только сами причины, побудившие их принять то или иное решение, но также положения уставов или статей договоров, на основе которых эти причины были сочтены убедительными. Требование указывать причины принимаемых решений создает возможность обсуждения различных интерпретаций уставных положений в судах или других учреждениях. Более того, указание представителями администрации причин принимаемых ими решений существенно облегчает участие населения в обсуждении текущих политических проблем.
Специалистам в области теории игр хорошо известно значение превращения одноразовой акции в «игру с последствиями». Так, например, в ситуации «дилеммы узника» повторяемость позволяет применять более сложную стратегию, чем обычные «сотрудничество» или «измена». При повторяющейся игре складываются такие формы сотрудничества, которые почти никогда не возникают при розыгрыше лишь одной партии, а некоторые из них в таком случае были бы просто неразумны. Точно так же соображения, выдвигаемые после принятия решения, в частности, требование указывать его причины, распространенное в юридических системах западных стран, может повысить эффективность политического процесса за счет содействия связям политических акторов и сотрудничеству между ними.