А. Основные исследования
Компаративные исследования, посвященные государству всеобщего благоденствия, в целом представляют собой хороший пример кумулятивного анализа в политической науке, убедительность которого существенно возрастает в связи с тем, что эти разработки проводились учеными разных стран. Ф. Катрайт в одной из ранних работ, оказавших большое влияние на дальнейшее развитие этой отрасли знания, сопоставил уровень экономического благосостояния народа со степенью развития политической демократии (Outright, 1965). Эти два фактора решающим образом воздействовали на национальные программы социального страхования, причем очевидное влияние второго не шло ни в какое сравнение с первым, что усиливало тезис о том, что «политика роли не играет».
В 1973 г. Э. Кинг опубликовал две статьи, вновь опираясь на метод исследований отдельного случая. Эти статьи были посвящены проблеме размеров и сфер распространения общественного сектора в пяти развитых демократических государствах (King, 1973). На основе нескольких четко сформулированных гипотез он глубоко проанализировал и сопоставил влияние на проводимую политику таких факторов, как концентрация социальной власти, степень могущества групп интересов, разделение властей, федерализм и идеология. Со-
средоточии внимание главным образом на широко известном американском принципе ограниченной исключительности правительства, Кинг показал, что социальные и институциональные условия менее значимы для объяснения изменений, происходящих в социальной политике на национальном уровне. Гораздо больше его интересовало значение долговременных идеологических различий между народами разных стран.
В трудах П.Флоры и его коллег по работе над проектом «Исторические показатели западноевропейской демократии» самое пристальное внимание уделяется проблемам истории и ценностей (Flora, Heidenheimer, 1981; Flora, 1986). Этот проект представляет собой важную веху в развитии отрасли. Флора и работавшие с ним специалисты сформировали большую базу данных о программах социального страхования в пятнадцати европейских странах, положив в основу их классификации хронологический принцип. Собранные данные, самые ранние из которых относятся к XIX в., авторы сопроводили пояснительным текстом, в котором большое место отводится глубоко продуманным объяснениям эволюции внешнеполитических условий и особенностей развития политических систем. Впоследствии участие в данном проекте, осуществлявшемся на протяжении 70-х годов, послужило хорошей школой для многих ученых, ставших со временем ведущими специалистами этой отрасли знания (Alber, 1982).
Результаты исследований, проведенных учеными, работавшими над проектом «Исторические показатели западноевропейской демократии», а позже самостоятельно издававшими свои труды, столь же глубоки, сколь велика и масштабность того предприятия, в котором они принимали участие. Вместе с тем именно эти качества сильно осложняют задачу краткого изложения опубликованных ими материалов. Следует отметить, что проведенные в этом направлении изыскания не подтверждают широковещательные заявления о том, что политические обстоятельства не имеют значения при проведении того или иного политического курса. Во-первых, итоги исследований свидетельствуют о том, что, принимая в расчет лишь экономические ресурсы, нельзя дать убедительное объяснение причин принятия тех или иных политических решений. И во-вторых, благодаря подробному изложению, а также тщательному отбору статистических данных исторического характера, исследования, проведенные в рамках проекта «Исторические показатели западноевропейской демократии», показывают, каким образом лидерство, существующие долгое время социальные различия и альтернативные институциональные соглашения, бывшие почти одинаковыми в начале проведения того или иного политического курса, со временем претерпевали такие изменения, что в наши дни стали характеризоваться весьма существенными различиями. Если эти выводы и не всегда могут быть доказаны применительно к большим группам стран, они убедительно подтверждаются на конкретных примерах (Kuhnie, 1981). Работа, нашедшая отражение в публикациях Флоры и его коллег, существенно расширила как хронологические рамки исследования, так и подходы к объяснению ряда важных вопросов, поставленных ранее Г. Виленски (Wilensky, 1975). Тем не менее, результаты ее никак не укладываются в ясную, четкую, легко поддающуюся количественной обработке модель, на основе которой можно было бы просто получить исчерпывающее объяснение проблемы, к которому стремятся те, кого принято считать сторонниками политико-экономического подхода.
В начале 80-х годов Ф.Каслс внес весомый вклад в изучение влияния политических различий на формирование и развитие государства всеобщего благоденствия (Castles, 1982). Помимо скрупулезного статистического анализа опыта стран-участниц Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в его работе дан интересный критический анализ, а также углубленное теоретическое осмысление проблем того времени. В частности, автор отмечает, что при определении степени влияния отдельных группировок в составе правительства на принимаемые им решения, необходимо учитывать классовые и идеологические различия, характерные для самого электората. Иначе говоря, обострение социальных разногласий, которое находит выражение в требованиях соперничающих партийных группировок и в соответствующих различиях между партиями, создает предпосылки для трансформации политического курса по мере развития внутрипартийных изменений.
Работа Каслса, изданная в 1982 г., чаще всего цитируется для подтверждения того факта, что степень влияния правых партий — особенно в условиях действия коалиционных правительств в Европе — имеет исключительно большое значение при изменении некоторых направлений политического курса, имеющих основополагающее значение для государства всеобщего благоденствия. Проводившийся ранее анализ данных практической политики в значительной степени был сосредоточен на определении общих параметров контроля со стороны левых сил в соответствии с представлениями о том, что мобилизация рабочего класса посредством левых партий способствует ускорению процесса развития государства всеобщего благоденствия. Тем не менее, корреляция между составом правительства и результатами проводимого им политического курса проявилась гораздо более отчетливо, когда этот состав стал определяться по процентной доле участия в правительстве представителей правых партий (Castles, 1982, р. 73). Иначе говоря, сила сопротивления правых представляется в данном случае более важной, чем значение инициативы левых.
Данные Каслса также указывали на дифференцированное значение объясняющих переменных в различных областях политики в разные периоды времени. В его работе подчеркивалась роль политических факторов при определении курса, особенно в области социального обеспечения. Вместе с тем, при постановке проблем будущих исследований не меньшую роль, чем эмпирические данные, представленные Каслсом, сыграли его теоретические соображения.
Одновременно выяснилось, что цель политико-экономического направления, заключавшаяся в стремлении к созданию всеобъемлющей теории, которую можно было бы выразить в одном уравнении, оказалась недостижимой. Эта мысль убедительно прозвучала в работе Г. Эспинг-Андерсена, который попытался свести воедино различные направления сравнительных исследований государства всеобщего благоденствия. В этом же труде он дал интересный обзор основных направлений политической экономиии от А. Смита до 80-х годов, а также подробную библиографию компаративных исследований (Esping-Andersen, 1990, ch. 1). Чаще всего на эту публикацию ссылаются при определении различий между тремя типами государства всеобщего благоденствия: либерального (к нему, в частности, относятся США, Канада, Австралия); корпоративного (также называемого «консервативным», к которому принадлежат, в числе прочих Австрия, Франция, Германия и Италия); и социал-демократического (примером которого служат скандинавские страны).
Суть доводов Эспинг-Андерсена сводится к тому, что эти типы государства различаются между собой, причем имеющиеся между ними различия можно объяснить разницей применяемых в них моделей2. Несмотря на добросовестную попытку теоретического обобщения и сведения своих выкладок к единому общему знаменателю, Эспинг-Андерсен вынужден рассматривать каждую конкретную страну по отдельности, чтобы показать не только исключения из правила, но и те случаи, которые соответствуют конкретным положениям его теоретических выводов. И тем не менее, как его труды, так и работы других ученых, разделяющих позиции политико-экономического подхода, в 80-е годы внесли наиболее весомый вклад в развитие теоретической мысли данного направления исследований (Evans, Rueschemeyer, Skocpol, 1985).
Пока Эспинг-Андерсен в своих неустанных теоретических поисках искусно обходил препятствия на пути к цели, обусловленные требованиями количественного анализа, А. Хикс и Д. Суонк предприняли попытку преодолеть их с помощью «лобовой атаки» (Hicks, Swank, 1992). Их труд, который нельзя не признать прекрасной работой, лучше других дает представление о состоянии компаративного политического анализа 90-х годов. Под маркой «теоретического» исследования они перечислили широкий спектр противоречивых гипотез эволюции государства всеобщего благоденствия, вернув проблеме политического состава правительств статус центральной. Опираясь на концепции «нового институционализма» (Evans, Rueschemeyer, Skocpol, 1985), Хикс и Суонк создали понятную и действующую модель, проверенную на сводном анализе временных рядов в его перекрестном варианте. Исследования с применением внушительного набора статистических ограничений, свойственных обобщающему анализу, проводились на материале развития восемнадцати стран за период двадцати трех лет. Различия в социальной политике определялись в этом исследовании на основе доли национального дохода, выделяемой на программы социального обеспечения, что можно сопоставить с измерениями Виленски (Wilensky, 1975).
В числе независимых переменных авторы использовали показатели связи между партийным контролем и другими элементами модели. Хотя Хикс и Суонк не занимались теоретическими изысканиями, необходимыми для создания более изоморфного статистического отображения политического процесса, чем то, которое было получено раньше, на наш взгляд, такое использование взаимозависимых условий свидетельствует о появлении важной и нужной тенденции в развитии теоретических представлений о соответствующих ролевых функциях политики и экономики при определении направленности социальной политики.
Говоря о значительных результатах, полученных в этой области, хотелось бы привести утверждение Хикса и Суонка об итогах 30-летних исследований, которым они открывают свою работу: «На сегодняшний день не сложилась единая позиция в отношении противоречивой проблемы, ...касающейся той роли, которую играет политика в определении расходов на социальные нуж-
2 В вышедшей в свет 1990 г. книге Эспинг-Андерсена, написанной на основе его опубликованной ранее работы 1985 г. и трудов У. Корпи, говорится о том, что в различных типах государства всеобщего благоденствия средства расходуются на проведение разных политических курсов, причем в разных обстоятельствах контроль со стороны тех или иных сил в правительстве имеет неоднозначные последствия для бюджетных средств, выделяемых на нужды социального обеспечения (Esping-Andersen, 1985; 1990; Korpi, 1983; 1989).
ды в развитых демократических странах» (Hicks, Swank, 1992, р. 658). Отстаивая правоту собственного подхода к проблеме, они стремятся доказать наличие очевидной связи между составом различных группировок в правительстве и направленностью проводимой им политики (Blaiz, Blake, Dion, 1993). В частности, они отмечают, что политика правительства изменяется в зависимости от силы оппозиции и требований того политического направления, к которому эта оппозиция принадлежит. Так, сталкиваясь с объединенной консервативной оппозицией, левые правительства приспосабливаются к ситуации, переходя на более центристские позиции, причем такой переход в данном случае не имеет никаких видимых внешних причин. Аналогичная трансформация происходит и с правыми правительствами, сталкивающимися с более или менее сильным давлением со стороны левой оппозиции.