А. Проблемы, связанные с ролью национальных интересов
В традиционном политическом реализме национальные интересы играют важнейшую роль. В контексте дискуссий по проблемам внешней политики даже в эпоху распространения разнообразных международных институтов и режимов понятие «национальный интерес» по-прежнему, принимается в расчет и используется в публичных выступлениях многими руководителями государств. То, что интересы продолжают оставаться в центре внимания, хотя при этом на них не ссылаются открыто, отметили Р. Аксельрод и Р. Кеохейн:
«Восприятия определяют интересы... [Чтобы] понять степень взаимности интересов (или усилить ее), мы должны понять, каким образом воспринимаются интересы и чем детерминируются предпочтения». Далее они уточнили, как подходила к этой проблеме теория рационального выбора: «Один из путей понимания этого процесса — рассмотреть его как включающий изменения соотношений затрат и выгод, при этом «дилемма узника» становится более или менее противоречивой...» (Axelrod, Keohane, 1993, р.88).
Не будем обижаться на Аксельрода и Кеохейна за утверждение о том, что «надо понимать, каким образом воспринимаются интересы». По-моему, подход теории игр полагает, что «интересы» государства удовлетворяются максимально, если удается добиться максимальных выгод при определенных затратах (Axelrod, Keohane, 1993, р.88—91), тогда как сами выгоды могут рассматриваться как «наращивание потенциала» (Baldwin, 1993b,p. 16—17). В этом смысле понимание того, «каким образом воспримаются интересы», по-видимому, состоит в демонстрации того, как возникает распределение различных предпочтений и их соотношение с различными видами затрат и выгод: интересы актора рассматриваются в динамике в соответствии с типом игры, в которую он включен в каждый конкретный момент. К сожалению, это в большей степени определение интересов, сделанное в терминах «затрата—выгода», нежели описание «процесса» осмысления и определения этих интересов.
Теория интересов, к построению которой, по сути дела, призывали Аксельрод и Кеохейн2, не может основываться на убеждении, будто, стоит только понять принцип максимизации выгоды, сразу же станет ясно, каким образом национальные государства стремятся сначала точнее определить, а затем защищать и отстаивать свои интересы. Можно с умилением утверждать, что «в интересах государства» добиваться максимальных для себя выгод. Но это отнюдь не тождественно утверждению о том, что принцип максимизации выгоды раскрывает все необходимое знание о защите и отстаивании интересов.
Интересы нужно рассматривать в историческом контексте. Прежде чем умозрительно рассуждать о формировании интересов или о последствиях конфликта, или ущемлении интересов государств, необходимо знать, как понима-
2 Действительно, Кеохейн открыто заявлял, что «без теории интересов... теория международных отношений невозможна» (Keohane, 1993, р. 294).
ют интересы своих стран руководители государств. Добиться этого можно лишь в результате широкого, трудоемкого и сложного эмпирического исследования. Конечно, здесь может принести пользу определенная «типология интересов». Может быть, имеет смысл проводить различие, к примеру, между экономико-экологическими интересами, которые могут состоять в максимизации экономического и экологического благополучия населения в долгосрочной перспективе, политическими интересами и интересами безопасности государства, которые могут состоять в максимизации способности страны дать быстрый и действенный ответ на любую внешнюю угрозу или потенциальные вызовы в будущем3. Конечно же, мы не собираемся предлагать здесь теорию национальных государственных, суб- или надгосударственных, интересов. Такая теория, тем не менее, выступает существенной предпосылкой убедительного объяснения поведения государств и результатов их взаимодействия. Похоже также, что хорошая теория национальных государственных интересов может быть построена, как это и было, «вверх ногами», на базе взвешенного анализа большого числа все еще не собранных до конца эмпирических данных, относящихся к осознанию интересов политиками. Кто нужен теории международных отношений, так это новый К. Райт — человек, способный провести множество эмпирических исследований, обладающий даром теоретического озарения и ясного для понимания других, сжатого изложения сути всего изученного. Я, конечно же, не хочу выступать в пользу чисто индуктивного подхода к анализу международных отношений, что привело бы к бездумному эмпиризму. Как отмечал Н. Хансон, в систематическом исследовании в равной мере найдется место и индукции, и дедукции (Hanson, 1958). Для анализа национальных государственных интересов нужны, по крайней мере до поры до времени, несколько менее теоретическая дедукция и несколько более эмпирическая индукция.