Г. Выводы: три профессиональные роли
Итак, выделяются три профессиональные роли исследователей МО: конструктивно мыслящий гражданин, особняком стоящий аналитик и последовательный скептик. Оценка состояния науки зависит от принятой роли. «Споры» проходили так, будто у всех исследователей были общие цели или будто бы цель каждого была совместима с целью других. На самом деле не было ни того, ни другого. Иногда исследование третьего типа предполагает, что ориентации первого и второго типов основываются на иллюзиях. Точно так же поиск ориентированного на будущее знания, присущий исследованию первого типа, может приводить к результатам, поверхностным, с точки зрения анализа второго типа, при том, что более глубокое понимание событий, свойственное второму типу исследования, мало что дает для решения ключевых проблем исследования первого типа.
Парадоксально, но наиболее противоречивая из ролей та, которую традиционно принимали на себя исследователи, — роль гражданина-эксперта. Именно с этой точки зрения состояние дисциплины — как показала проблема окончания холодной войны — вызывает разочарование. Выбор делается не «между детализированными, заслуживающими доверия предписаниями действий и ничем вовсе», как утверждал А. Джордж (George, 1993, р. 17). Ближайшая задача политологов, изучающих МО, состоит в том, чтобы пойти дальше пионерских попыток Джорджа в деле выяснения методологических требований исследования первого типа и понять, чем же они отличаются от требований исследования второго типа.
Во всяком случае рациональные споры внутри науки выиграют, если роли будут явно выражены. Сегодняшние схватки профессоров первого типа и студентов-выпускников третьего типа будут более перспективными в плане результатов, или по меньшей мере менее бестолковыми, если будет ясно, что социальная значимость «позитивистского» исследования и уместность использования идей Фуко зависят от того, что мы собираемся делать.