В. Государство как объяснительный фактор
В соответствии с третьей трактовкой обвинение в «государственном центризме» означает, что теоретические посылки, предполагающие, что действия и взаимодействия государств и правительств можно в полной мере объяснить на государственном и межгосударственном уровне, ошибочны. Такая критика, существенно отличающаяся от вышеупомянутой, выглядит довольно странно. В то время как наука о МО несомненно опирается на «государственный центризм» при выборе explanada (того, что объяснять), этого никак нельзя сказать относительно explanantes (того, посредством чего объясняют). Даже в цитировавшейся уже литературе 60-х годов перечислялся большой набор как внутригосударственных, так и негосударственных факторов, которые необходимо учитывать исследователям МО (Platig, 1969, р. 17—19).
Верно, что теория международной политики К. Уолтса ограничивалась уровнем межгосударственной системы. Но это явно противоречит тенденциям развития рассматриваемой здесь дисциплины. Странно, что эта необычная работа начала резюмировать результаты основного потока исследований. В ней отражены практически все возможные уровни анализа. Действительные новаторы сравнительных исследований внешней политики — М. Ист, С. Салмор и К. Херманн, К. Кегли и Дж. Розенау — явились создателями многопланового исследования, в которое включилась вся дисциплина (East, Salmore, Hermann, 1978; Hermann, Kegley, Rosenau, 1987). Разнообразия тут еще больше, чем в других разделах политологии, благодаря включению таких феноменов уровня личностного восприятия, как восприятие ситуационных факторов (например кризиса), отражающих общее понимание того, что отличает внешнюю политику от внутренней. О подобной эклектике можно сказать, что нам мало известно о сравнительной влиятельности факторов различных уровней. В то же время она определенно указывает на то, что «государственный центризм» никак не выступает в качестве единственного объяснительного фактора3.