Б. Социальные связи
В то время как условия структурированы и являются внешними по отношению к индивиду, социальные связи — результат выбора индивидов. Хотя индивиды обычно не имеют шансов контролировать политические и социальные составляющие своей среды, они контролируют сеть устанавливаемых ими контактов. Таким образом, социальные условия ограничивают индивида — особенно индивидуальные образцы социальных взаимодействий — и граждане выбирают между альтернативами, навязанными средой. В некоторых случаях такие ограничения подавляют индивидуальный выбор. На типичном коктейле в Пеории, даже самый убежденный социалист практически лишен возможности поговорить о политике с другими социалистами. И все же в других случаях индивидуальный выбор осуществляется достаточно легко.
Рассмотрим эмпирические данные исследования, посвященного взаимосвязи политического поведения и места работы, проведенного Адой Финифтер (Finifter, 1974). Автор исследовала образцы социального взаимодействия рабочих на автомобильных заводах в Детройте. Среди рабочих было значительно больше демократов, и демократическое большинство отличалось весьма расплывчатыми представлениями о тех образцах социального взаимодействия и общения, которыми они пользуются. Республиканское меньшинство, напротив, было замкнуто и объединено в дружеские группы, служившие «защитной средой для людей, политически отклоняющихся от нормы». (Аналогичные результаты см.: Gans, 1967; Berger, I960.) Таким образом, члены меньшинства своими политическими предпочтениями повлияли на социальные условия, создав свою сеть социальных и политических отношений. Другими словами, социальные связи создаются в результате соединения навязанных извне социальных условий и внутренних предпочтений граждан. Следовательно, на этом уровне социальная структура не определяет ситуацию, но и не является побочным результатом индивидуальных предпочтений (Boudon, 1986). Кроме того, на индивидуальный выбор при создании связей влияют обстоятельства — меньшинства склонны принадлежать структурам своих ассоциаций.
Хакфельд и Спраг провели ряд исследований создания политических и социальных связей как процесса, разворачивающегося во времени. Кроме того, они изучали, как индивиды осуществляют повторные встречи в определенных условиях и принимают решения ,о том, превращать ли эти встречи в источник политической информации (Huckfeldt, Sprague, 1987; 1988; 1995;
1983; 1986). Такая логика исследования, предложенная Дж. Коулманом, У. Макфи с коллегами, принимает в расчет как экзогенные предпочтения индивидов, так и независимые ограничения, налагаемые структурой на социальные
взаимодействия (Coleman, 1964; McPhee et al., 1963). Люди не принимают любую политическую информацию, которую предлагает им среда, но они также не в состоянии полностью избежать влияния на них этого потока информации.
В соответствии с ранними выводами Даунса, люди снижают цену, которую они должны заплатить за информацию, находя источники информации, совпадающие с их собственными политическими предпочтениями (Downs, 1957). То, насколько индивиды проводят в жизнь такую стратегию, зависит от их искушенности, внимательности, принадлежности к большинству или меньшинству и т.д. Таким образом, неизбежен вывод, что политически более грамотные граждане будут стараться получить предвзятую, а не объективную информацию (Calvert, 1985). Из этого следует, что информация, содержащая довольно откровенную политическую направленность, оказывается полезной для граждан.
Политические предпочтения не являются определяющими в выборе информации, так как они существуют в контексте идущего от среды информационного потока. Информационное меню не поддается контролю индивида, а следовательно, потребность индивида в информации надо понимать с учетом того, что ему предоставляет среда. Здесь два ключевых момента. Во-первых, люди выбирают источники информации основываясь на своих личных предпочтениях. Во-вторых, индивидуальный набор информационных альтернатив отражает уклон доступных ему источников. Люди не являются бездумными продуктами среды. Скорее, их мнения представляют собой результат соединения информации, опосредованной средой, и их собственных предшествующих ориентации.
Решающим фактором, вернувшим в политологию независимого гражданина, стало признание того, что как индивидуальный выбор, так и предоставляемая средой информация, имеют вероятностный характер. Среда оказывает вероятностное воздействие, потому что социальные условия редко бывают политически однородными. Даже в семьях нет согласия по политическим вопросам, а следовательно, люди потребляют такую информацию и высказывают такие взгляды, которые отражают совершенно определенную склонность. Если среди ваших соседей много демократов, то, скорее всего, вы увидите на бамперах машин наклейки именно демократической партии, но случайно вы можете увидеть и призывы поддержать кандидата от республиканцев.
Почему выбор вероятностен? Во-первых, индивиды формируют социальные отношения на основе различных предпочтений, которые в свою очередь могут иметь множество форм реализации. Кроме того, многие взаимоотношения информационного типа не специализированы — мы говорим о политике, спорте и погоде с одними и теми же людьми. При прочих равных условиях рабочий-республиканец с автомобильного завода предпочтет сидеть за обедом вместе с другим республиканцем, но при других обстоятельствах такого предпочтения он не сделает. Если эти два республиканца к тому же являются болельщиками «Чикагских Медведей», возможно, они предпочтут избегать болельщиков «Детройтских Львов», и им, пожалуй, будет трудно найти соседей по столу, разделяющих оба их предпочтения, особенно на автомобильном заводе в Детройте. Другими словами, реализация личных политических предпочтений в структуре социальных связей может быть достаточно проблематичной, особенно если в одном выборе надо отразить несколько предпочтений. Неизбежно, люди
вынуждены снижать свои издержки, улаживая свои предпочтения и желания, а следовательно, контроль информационного потока неполон.
Во-вторых, даже если рабочий-республиканец достаточно осторожен и избегает политических разговоров с демократом, часть информации о его предпочтениях распространяется помимо его воли. Например, человек, работающий рядом с республиканцем, может носить на лацкане значок с символикой демократической партии. Таким образом, люди, не желая того, ненамеренно дают информацию о себе, многое из такой выставленной напоказ информации привносится спецификой среды. Так, люди, работающие в банках, видят больше республиканских значков, чем те, кто работает на автомобильных заводах.
Наконец, выбор источников информации часто неполон, так как лежащие в его основе предпочтения информационно не подкреплены. У людей часто просто нет предпочтений, и они не контролируют поступление информации, потому что у них нет критерия для ее отбора. Допустим, я хочу выбрать источник информации в соответствии со своими политическими убеждениями, но откуда я узнаю, что предпочесть при отсутствии необходимой информации? В то время как информация часто оказывается полезнее, если она имеет очевидную ангажированность, бывают ситуации, когда людям не хватает необходимых оснований для понимания или для оценки того, в какие политические цвета она окрашена.