А. Установочная модель
Установочная модель иллюстрирует логику, применяемую при анализе с позиций теории рационального выбора5. Ее построение начинается со стандартной пространственной модели альтернативного выбора в одномерном континууме (схема 5.1)6. На схеме представлены несколько вариантов возможного политического выбора, которые могут отражать степень защиты окружающей среды или долю ВВП, затрачиваемую на поддержание общественного благосостояния. Каждый индивид представлен функцией предпочтения, в максимальной степени соответствующей его точке зрения на «идеальную ситуацию», т.е. на проведение такого курса, который для него наиболее предпочтителен. Люди отстаивают те политические линии, которые в большей степени, чем другие, соответствуют их идеалу. Предполагается, что все индивиды действуют стратегически, т.е. максимизируют свои цели в рамках существующих ограничений.
3 О конституциях см.: Buchanan, Tullock, 1962; Brennan, Buchanan, 1984; Elster, 1989; Hardin, 1989; Ordeschook, 1993; Weingast, 1995Ь. О законодательных органах власти см.: Austen-Aurt, Banks, 1988; Cox, McCubbins, 1993; Fiorina, 1989; Kiewiet, McCubbins, 1991; Krehbiel, Ml; Laver, Schofield, 1990; Laver, Shepsle, 1995. О президентах см.: Eskridge, 1991; Kiewiet, McCubbins, 1991; Matthews, 1989; Мое, 1985а. О бюрократии см.: Ferejohn, Shipan, 1989; Fiorina, 1981; Fiorina, 1989; McCubbins, Noll, Weingast, 1987; McCubbins, Schwartz, 1984; Мое, 1987b; Moe, 1989; Noll, 1987; Noll, 1989; Rothenberg, 1994; Weingast, Moran, 1983. О судебной системе последний полный обзор см.: Rodrigues, 1994. Об избирательных кампаниях см.: Sawn 1993; Cox, Rosenblafh, 1993; Kousser, 1974. Кроме того изучен целый ряд специальных вопросов, таких, как финансирование избирательных кампаний (Austin-Smith, 1987; Baron, 1991; Snyder, 1991) и влияние законодательных инициатив и референдумов (Gerber, 1966).
4 О принятии политических решений на макроэкономическом уровне см.: Person, Tabellini, 1990, о проблемах благосостояния — Ferejohn, 1989; о бюджете — Cogan, 1994; McCubbins, 1989; о технологии — Cohen, Noll, 1991. Из последних работ о нормативном регулировании см.: Noll 1989; Romer, Rosenthal, 1985; о бюрократии см.: соответствующую часть сноски 3.
5 Спектр применения установочных моделей рассматривается в Rosenthal, 1990.
* Более детально об общей пространственной схеме см.: Enelow, Hinich, 1984.
Основным параметром пространственной модели голосования по отдельному вопросу является «средний избиратель», или тот, кто находится в середине всего континуума избирателей. Политическая линия М на схеме 5.1 представляет собой идеальный для «среднего избирателя» тип политической стратегии. Статус-кво, или осуществляемая в настоящее время политическая линия, обозначена как Q. Общая пространственная схема позволяет делать прогнозы об исходе голосования в различных альтернативных институциональных условиях.