А. Установочная модель

Установочная модель иллюстрирует логику, применяемую при анализе с позиций теории рационального выбора5. Ее построение начинается со стандар­тной пространственной модели альтернативного выбора в одномерном конти­нууме (схема 5.1)6. На схеме представлены несколько вариантов возможного политического выбора, которые могут отражать степень защиты окружающей среды или долю ВВП, затрачиваемую на поддержание общественного благо­состояния. Каждый индивид представлен функцией предпочтения, в макси­мальной степени соответствующей его точке зрения на «идеальную ситуа­цию», т.е. на проведение такого курса, который для него наиболее предпочти­телен. Люди отстаивают те политические линии, которые в большей степени, чем другие, соответствуют их идеалу. Предполагается, что все индивиды дей­ствуют стратегически, т.е. максимизируют свои цели в рамках существующих ограничений.

3 О конституциях см.: Buchanan, Tullock, 1962; Brennan, Buchanan, 1984; Elster, 1989; Hardin, 1989; Ordeschook, 1993; Weingast, 1995Ь. О законодательных органах власти см.: Austen-Aurt, Banks, 1988; Cox, McCubbins, 1993; Fiorina, 1989; Kiewiet, McCubbins, 1991; Krehbiel, Ml; Laver, Schofield, 1990; Laver, Shepsle, 1995. О президентах см.: Eskridge, 1991; Kiewiet, McCubbins, 1991; Matthews, 1989; Мое, 1985а. О бюрократии см.: Ferejohn, Shipan, 1989; Fiorina, 1981; Fiorina, 1989; McCubbins, Noll, Weingast, 1987; McCubbins, Schwartz, 1984; Мое, 1987b; Moe, 1989; Noll, 1987; Noll, 1989; Rothenberg, 1994; Weingast, Moran, 1983. О судебной системе последний полный обзор см.: Rodrigues, 1994. Об избирательных кампаниях см.: Sawn 1993; Cox, Rosenblafh, 1993; Kousser, 1974. Кроме того изучен целый ряд специальных вопросов, таких, как финансирование избирательных кампаний (Austin-Smith, 1987; Baron, 1991; Snyder, 1991) и влияние законодательных инициатив и референдумов (Gerber, 1966).

4 О принятии политических решений на макроэкономическом уровне см.: Person, Tabellini, 1990, о проблемах благосостояния — Ferejohn, 1989; о бюджете — Cogan, 1994; McCubbins, 1989; о технологии — Cohen, Noll, 1991. Из последних работ о нормативном регулировании см.: Noll 1989; Romer, Rosenthal, 1985; о бюрократии см.: соответствующую часть сноски 3.

5 Спектр применения установочных моделей рассматривается в Rosenthal, 1990.

* Более детально об общей пространственной схеме см.: Enelow, Hinich, 1984.

Основным параметром пространственной модели голосования по отдельно­му вопросу является «средний избиратель», или тот, кто находится в середине всего континуума избирателей. Политическая линия М на схеме 5.1 представ­ляет собой идеальный для «среднего избирателя» тип политической стратегии. Статус-кво, или осуществляемая в настоящее время политическая линия, обозначена как Q. Общая пространственная схема позволяет делать прогнозы об исходе голосования в различных альтернативных институциональных ус­ловиях.