Сравнительная эффективность методов обучения
Метод | Формирование | |||||||||||||
кругозора, мировоззрения | теоретических знаний | практических трудовых умений | умений добывать, системати- зировать и применять знания | Умения учиться, навыков самообра зования | навыков упрочения знаний, умений | |||||||||
Рассказ | +! | + | _ | + | _ | + | ||||||||
Беседа | +! | +! | - | + | + | + | ||||||||
Лекция | +! | +! | - | + | + | + | ||||||||
Дискуссия | + | + | + | + | + | + | ||||||||
Работа с книгой | + | +! | + | + | + | +! | ||||||||
Демонстрация | + | + | - | + | + | + | ||||||||
Иллюстрация | + | + | - | + | - | + | ||||||||
Видеометод | + | + | - | + | - | +! | ||||||||
Упражнения | + | +! | +! | +! | +! | +! | ||||||||
Лабораторный метод | - | + | +! | +! | + | +! | ||||||||
Практический метод | + | + | +! | +! | +! | + | ||||||||
Познавательная игра | + | +! | +! | + | - | +! | ||||||||
Методы программированного обучения | - | +! | +! | +! | + | +! | ||||||||
Обучающий контроль | - | + | + | + | + | +! | ||||||||
Ситуационный метод | +! | +! | ||||||||||||
Метод | Развитие | |||||||||||||
мышления | Познавательного интереса | активости | памяти | воли | способности выражать мысли | эмоций | ||||||||
Рассказ | + | + | - | + | + | - | + | |||||||
Беседа | +! | +! | +! | + | + | + | +! | |||||||
Лекция | + | + | + | +! | +! | - | + | |||||||
Дискуссия | +! | +! | +! | + | + | + | + | |||||||
Работа с книгой | +! | +! | + | + | + | + | + | |||||||
Демонстрация | + | +! | + | + | + | + | +! | |||||||
Иллюстрация | + | +! | + | + | + | + | +! | |||||||
Видеометод | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
Лабораторный метод | + | + | + | + | + | - | + | |||||||
Практический метод | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
Познавательная игра | +! | +! | +! | +! | +! | + | +! | |||||||
Методы программированного обучения | +! | + | + | +! | + | - | - | |||||||
Обучающий контроль | + | - | - | + | + | + | + | |||||||
Ситуационный метод | +! | + | ||||||||||||
Метод | Побуждение к | |||||||||||||
продуктивному мышлению | применению полученных знаний, умений | проявлению инициативы, самостоятельности | соревнованию | коллективному сотрудничеству | ||||||||||
Рассказ | - | - | - | - | - | |||||||||
Беседа | + | + | + | + | + | |||||||||
Лекция | + | - | - | - | - | |||||||||
Дискуссия | +! | + | + | + | + | |||||||||
Работа с книгой | + | + | + | - | - | |||||||||
Демонстрация | + | - | - | - | - | |||||||||
Иллюстрация | + | - | - | - | - | |||||||||
Видеометод | + | - | - | - | ||||||||||
Упражнения | + | + | + | + | - | |||||||||
Лабораторный метод | +! | + | + | - | + | |||||||||
Практический метод | + | + | + | + | + | |||||||||
Познавательная игра | +! | + | + | + | + | |||||||||
Методы программированного обучения | +! | +! | + | + | - | |||||||||
Обучающий контроль | + | + | + | + | + | |||||||||
Ситуационный метод | +! | + | +! | - | + | |||||||||
Ответьте на вопросы, пользуясь предложенными вариантами ответов.
II. Можно ли считать анализ, синтез, индукцию, дедукцию методами обучения? Опираясь на знания из области философии, педагогики, психологии, проанализируйте альтернативы и придите к правильному ответу, определив тем самым свое отношение к правомерности выделения индуктивных и дедуктивных методов обучения.
1. Можно, так как они показывают путь овладения знаниями.
2. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются основными формами мышления учащихся, посредством которых они овладевают знаниями, следовательно, это и есть методы обучения.
3. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются категориями психологии, а не дидактики, поэтому к методам обучения они никакого отношения не имеют.
4. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются методами логического мышления, а не обучения, поэтому неправомерно считать их методами обучения.
5. Нельзя, поскольку индукция и дедукция не ведут к достижению цели обучения.
III. Можно ли считать, что лишь некоторые специальные методы стимулируют интерес и потребность учиться, побуждают учащихся к учению?
1. Нет, это общая функция всех методов, применяемых в школе.
2. Да, лишь отдельные методы, такие, например, как контроль, побуждают учащихся к учению, остальные нейтральны в этом отношении.
3. Ни один метод специально не направлен на побуждение к учению.
4. Методы — это пути (способы) достижения цели, никаких других функций они не выполняют.
5. Побуждение к учению — побочная функция всех методов.
IV. Можно ли считать, что функция управления присуща лишь отдельным методам?
1. Да, для этой цели разработаны специальные методы.
2. Нет, это общая функций всех методов.
3. Ничего определенного сказать нельзя: все зависит от обстоятельств.
4. Управление вообще не функция метода, посредством метода лишь достигаются дидактические цели.
5. Функция управления — побочная для всех методов.
V. Из перечисленных утверждений выберите методы обучения:
1) беседа; 2) устное изложение; 3) лекция; 4) рассказ; 5) инструктаж; 6) объяснение; 7) разъяснение; 8) работа с книгой; 9) эстетическое воспитание; 10) видеометод; 11) проблемное обучение; 12) диспут; 13) дискуссия; 14) познавательная игра; 15) трудовое воспитание; 16) повторение изучаемого; 17) методы программированного обучения; 18) демонстрация; 19) обобщение; 20) индуктивный; 21) иллюстрация; 22) стимулирования; 23) упражнения; 24) дедуктивный; 25) практический метод; 26) лабораторный метод; 27) подведение итогов; 28) обучающий контроль; 29) комбинированный; 30) ситуационный метод; 31) письменные упражнения; 32) увещевание.