Конкретизация целей

Цели учебного процесса нельзя отождествлять ни с об­щими направлениями государственной политики в области народного образования, ни с задачами изучения отдельных курсов, ни с целями учебных заведений. Эти цели должны быть, с одной стороны, достаточно общими, а с другой — однозначными, четко сформулированными, конкретными. Конкретизации целей способствуют специальные исследо­вания по их систематизации и упорядочению — таксономии.

Цели учебного процесса не равнозначны его результа­там. Некоторые цели можно отождествлять с результатами лишь тогда, когда и те и другие являются предвидимыми и к тому же измеряемыми. Это, однако, не всегда главные ре­зультаты учебного процесса, поскольку среди сформулиро­ванных целей наличествуют и такие, последствия выполне­ния которых нельзя измерить непосредственно, как, напри­мер, развитие активности, работоспособности учащихся; умение пополнять знания; экологическая, социальная вос­питанность и т. д.

IX. Совпадают ли цели обучения во всех известных вам дидактических системах? Обоснуйте свой выбор.

1. Да. 2. Нет. 3. Частично. 4. Не знаю. 5. Некорректный во­прос.

X. О чем свидетельствует частичное совпадение целей во всех дидактических системах? Докажите свою пра­воту.

1. О том, что есть вечные непреходящие ценности обуче­ния и образования.

2. О консерватизме человеческого мышления.

3. Об инертности школы.

4. О том, что трудно менять составленные программы. 5. О нежелании педагогов внедрять новые идеи.