Завидная должность под солнцем

Сколько помнят себя люди, был среди них Учитель. Был, есть и будет, пока светит солнце. Судьба каждого живущего на земле человека хотя бы чуточку побывала в его руках. Теплыми лучами учительского сердца согрета наша много­страдальная планета. Все светлое в этой жизни от него — бескорыстного слуги Истины, Мудрости, Добра, Братства, Мира.

Только со временем, а потому очень поздно, начинаем мы понимать, что омрачающая в детстве нашу радость «ти­рания» учителей была направлена нам во благо. Ясно ви­дим — все наши успехи, равно как и неудачи, берут начало от колыбели, над которой стояли два самых близких чело­века — мать и учитель. Немногие должности на свете посо-перничают с учительской во влиянии на судьбы людей, го­сударств, всего человечества.

«Чти учителя, как Бога», — приказывал отец, отдавая сына в школу. Наставлению этому, хранящемуся в древне­египетских папирусах, более двух с половиной тысяч лет. Положение с тех пор несколько изменилось. Учитель стал доступнее, земнее, что ли. Но не изменилось его призва­ние — сеять разумное, доброе, вечное.

Уже в самые далекие времена обнаружилась железная закономерность: какие учителя — такое общество. Те госу­дарства в истории развития человеческой цивилизации вы­рывались вперед, где были лучше школы и учителя. Любое умаление роли учителя почти всегда заканчивалось плачев­но: государства хирели, нравы ухудшались. Скромный и незаметный учитель, но достаточно свести его с пьедестала и тем самым подорвать у людей веру в истину, личным пред­ставителем которой он выступает, как тут же поднимает го­лову и начинает свое разрушительное воздействие неве­жество, отбрасывая достижения цивилизации назад к пеще­рам. Крепись, учитель! Будь мужественным! Тебе не впер­вой вступать в смертельную схватку с мракобесием, кос­ностью, отсталостью, рутиной. Ты всегда на переднем крае, верный рыцарь Метиды!

Возможно, эти слова покажутся вам несколько высоко­парными. Мог бы автор сказать и помягче, поскромнее, что ли. Не согласен! Любые сравнения будут бледными и невы­разительными, когда речь идет о людях, заслуги которых перед человечеством нельзя ни измерить, ни переоценить. Разве не благодаря учителям мы познали Вселенную и са­мих себя? Разве не учитель Циолковский указал людям до­рогу в Космос? Разве не Сократ был учителем всего челове­чества? Или, может быть, это людовики, Ганнибалы, напо­леоны, македонские, ленины и Сталины вырвали народ из векового невежества? Достаточно в этой связи вспомнить хотя бы свидетельство небезызвестного Бисмарка: «Немец­кий народ воспитал немецкий народный учитель». Наши бисмарки так не скажут.

С огромной страстью подчеркнул роль русского учителя в обществе М. Горький: «Если бы вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особен­ные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понима­ем, что без широкого образования народа государство раз­валится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпи­ча! Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблен­ный в свое дело, а у нас — это чернорабочий, плохо образо­ванный человек, который идет учить ребят в деревню с та­кой же охотой, с какой пошел бы в ссылку. Он голоден, за­бит, запуган возможностью потерять кусок хлеба. А нужно, чтобы он был первым человеком в деревне, чтобы он мог ответить мужику на все вопросы, чтобы мужики признали в нем силу, достойную внимания и уважения, чтобы никто не смел орать на него... унижать его личность, как это делают у нас все: урядник, богатый лавочник, поп, становой, попечи­тель школы, старшина и тот чиновник, который носит название инспектора школ, но заботится не о лучшей постановке образования, а только о тщательном исполнении циркуля­ров округа...»

Да, все это было. Хорошо, что прошло. Прошло старое и пришло новое не без участия учителей. Среди них были са­мые великие, самые выдающиеся ученые и мыслители. До­статочно сказать, что в рядах русских учителей мы находим имена выдающихся писателей Державина, Крылова, Гоголя, Толстого, Тургенева, Гончарова, Некрасова и многих других.

Из глубины веков идут требования к учителю. Люди всег­да предъявляли к нему повышенный спрос, хотели видеть своего учителя свободным от всех земных недостатков.

В уставе львовской братской школы 1586 г. было записа­но: «Дидаскап или учитель сея школы мает быти благочес­тив, разумен, смиренно мудрый, кроток, воздержливый, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не ча­родей, не басносказитель, не пособитель ересям, но благо­честиво поспешитель, образ благий во всем себе представ­ляющий не в ситцевых добродетелях, да будут и ученицы, яко учитель их».

В самом начале XVII в. сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я.А. Коменский считал, что главное назначение учите­ля состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими каче­ствами стать образцом для подражания со стороны учащих­ся и личным примером воспитывать у них человечность.

Учителя должны быть образцом: простоты — в пище и одежде, бодрости и трудолюбия — в деятельности, скром­ности и благонравия — в поведении, искусства разговора и молчания — в речах. А также подавать пример «благоразу­мия в частной и общественной жизни».

С профессией учителя совершенно несовместимы лень, бездеятельность, пассивность. Хочешь изгнать эти пороки из учащихся, прежде избавься от них сам. Кто берется за наивысшее — воспитание юношества, тот должен познаться и с ночным бодрствованием и тяжким трудом, избегать пиров, роскоши и всего, «что ослабляет дух».

Я.А. Коменский требует, чтобы учитель внимательно от­носился к учащимся, был приветливым и ласковым, не отталкивал от себя детей своим суровым обращением, а привлекал их отеческим расположением, манерами и слова­ми. Учить детей нужно легко и радостно, «чтобы напиток на­уки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно».

«Плодотворным лучом солнца для молодой души» на­звал учителя К.Д. Ушинский. Учитель русских учителей предъявлял к народным наставникам исключительно высо­кие требования. Он не мыслил себе учителя без глубоких и разносторонних знаний. Но одних знаний мало. Надо иметь еще твердые убеждения. Без них нельзя стать настоящим учителем — воспитателем юношества: «... главнейшая до­рога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеж­дение можно действовать только убеждением». Всякая про­грамма преподавания, всякая метода воспитания, как бы хо­роша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитате­ля, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности.

I. Какая функция педагога является главной?

1. Оценочная.

2. Организаторская.

3. Планирования.

4. Целеполагания.

5. Управления.

II. Некоторые функции педагога названы неправильно. Найдите их.

1. Аналитическая. 11. Управления.
2. Целеполагания. 12. Наказания.
3. Выделения. 13. Информационная.
4. Диагностическая. 14. Поощрения.
5. Дифференциации. 15. Организаторская.
6. Программирования. 16. Систематизации.
7. Прогностическая. 17. Оценочная.
8. Проективная. 18. Ранжирования.
9. Общения. 19. Контрольная.
10. Планирования. 20. Коррекционная.

III. Верно или неверно?

1. Общение — это тоже функция педагога. Ему приходит­ся постоянно общаться с учащимися.

2. Общение — естественная человеческая потребность. Оно не может быть служебной функцией.

3. Общение — не функция. Общение — естественный процесс взаимодействия учителя с учащимся.

4. Общение принадлежит к числу важнейших педагогичес­ких умений, а потому является функцией.

5. Овладевая общением, придавайте ему функциональ­ную направленность.