Имидж учебного заведения

Стратегия инновационной деятельности требует длитель­ного изучения перспективы развития учебного заведения. Когда разработана концепция нововведений, возникает про­блема имиджа учебного заведения — наглядного закрепле­ния инновационных преобразований.

В переводе с английского «имидж» означает «образ», «отражение». Проблема имиджа учебного заведения — это проблема оформления во внешнем образе внутреннего со­держания, задач и особенностей его деятельности. Значе­ние, естественно, имеет лишь как привлекательный для ро­дителей, педагогов, учащихся позитивный образ. Во всем мире учебные заведения тщательно формируют, сохраняют и отстаивают свое лицо.

В США, например, на это не жалеют ни времени, ни уси­лий, ни средств. В рыночных условиях между учебными за­ведениями существует жесткая конкуренция и поэтому пе­ред каждым из них остро стоит проблема выживания, где имидж играет не последнюю роль. Создание его — это хо­рошо организованная реклама, главным направлением ко­торой считается выработка «фирменного стиля». Послед­ний включает:

• фирменный знак — зарегистрированное в установлен­ном порядке графическое изображение, помогающее отли­чить учебное заведение;

• логотип — слово, являющееся полным или сокращен­ным названием учебного заведения;

• фирменный цвет;

• фирменный комплект шрифтов;

• фирменная константа (формат, верстка текста, офор­мление иллюстраций);

• фирменный блок и т. д.

Исследования показывают, что примерно 70% обучаемых и их родителей делают свой выбор под влиянием созданно­го учебным заведением положительного имиджа. Поддер­жание его является важнейшей составной частью воспита­тельного процесса и неотъемлемым элементом националь­ной программы формирования патриотизма граждан.

Конечно, наши сельские школы еще долго не будут конку­рировать между собой, а вот для больших городов создание фирменного стиля учебных заведений уже становится проблемой. Создание положительного имиджа позволяет школе решать следующие основные задачи:

а) пропагандировать свои достижения;

б) закладывать в образе школы основные цели, к кото­рым она стремится;

в) стимулировать положительное отношение широкой об­щественности к школе.

Уже понятно, что работа по формированию положитель­ного имиджа должна развертываться в двух основных на­правлениях: внутри школы и вне ее. Очень важно создать специфическую внутреннюю атмосферу учебного заведе­ния, показателем которой являются:

• признание идей, ценностей, интеллектуального, личност­ного развития человека, создание атмосферы творчества;

• соблюдение принципов гуманизма, партнерства, взаи­мопомощи, демократизма как между самими учащимися, так и между учащимися и педагогами, администрацией, педаго­гами и родителями;

• обеспечение условий для положительного принятия каждой личности, обучающейся или работающей в школе, взаимодействующей с ней.

Опыт лучших русских дореволюционных учебных заведе­ний подтверждает, что важнейшей характеристикой имиджа в лучших из них были «школьные братства» с их системой традиций, обычаев, стиля, одежды и т. д. К слову, одежда как фирменный атрибут школы используется широко во всем мире. Шапки, шарфы, галстуки, воротнички, футболки, знач­ки, ленты с гордостью носятся педагогами и учащимися, под­черкивая их принадлежность к «школьному братству».

Инновационные процессы в педагогике порождают многие проблемы, не видеть которые не имеем права. Многообразие школ — бесспорное благо. Но увлечение им может привести и к отрицательным последствиям. Одно из таких уже очевидных последствий — отсутствие реальных инноваций за броскими вывесками. В каждом почти городе России вас встретят: «Гим­назия», «Академическая гимназия», «Академия», «Школа-гим­назия», «Школа с гимназическими классами», «Казачий купе-ческо-фермерский лицей», «Кадетский корпус», «Школа радо­сти», «Республика солнца», «Школа разноуравневого и разнонаправленного обучения» и т. д. и т. п. Естественно возникают вопросы: что стоит за этими новыми громкими вывесками? Как все это согласуется с интересами детей?

В перестроечный период стали создаваться различные типы образовательных учреждений, в том числе и для детей, склон­ных к умственной деятельности, — гимназии и лицеи. Приве­дем определения гимназии и лицея, данные в словаре-справоч­нике профессора В.М. Полонского.

Гимназия — общеобразовательное учебное заведение с уг­лубленным изучением учебных предметов, призванное обеспе­чить вариативность образования в зависимости от направления учебного заведения, изучение образовательных дисциплин и кур­сов основ наук по профилю (гуманитарному, естественнонауч­ному, эстетическому и др.), выбранному учащимися. «Положе­ние о гимназиях», утвержденное Минобразования России в 1990 г., предусматривает создание гимназий гуманитарного, пе­дагогического, технического направлений. В составе гимназии выделяются прогимназические (I—VII), собственно гимнази­ческие (VIII—IX) классы и абитура (XII класс, один год по же­ланию).

По материалам Госкомстата России, на начало 1993/94 учеб­ного года в регионах Российской Федерации функционировало около 600 гимназий, в которых обучалось более 400 тыс. уча­щихся.

Лицей — общеобразовательное учебное заведение с углублен­ным изучением дисциплин по определенному профилю. В от­личие от широкого гуманитарного гимназического это образо­вание с более узкой дифференциацией, например лицей техни­ко-математический, биолого-химический, технический. В ли­цее дается и предпрофессиональная подготовка. Лицей, как и гимназия, может существовать в двух вариантах: как школа 2-й и 3-й ступеней или как школа, включающая старшее звено с трехгодичным сроком обучения.

По данным Госкомстата России, на начало 1993/94 учебно­го года в регионах функционировало около 300 лицеев, в кото­рых обучалось свыше 200 тыс. учащихся.

Вывеска еще не создает ни условий, ни возможностей, не гарантирует образования высокого качества. Лучшие учебные заведения носят скромные названия. Будем и здесь, как и во всем остальном, смотреть в корень.

Главное, что отличает гимназии и лицеи от других типов образовательных учреждений, это их особая философия, цен­ности, цели и образ выпускника. Содержание образования в них, скорее, не столько углублено, сколько расширено. И что самое главное — ведется многотрудная работа по межпредмет­ной координации учебных курсов. В хорошей гимназии, в до­бротном лицее тщательно выбирается из нескольких возмож­ных вариантов и обстоятельно обосновывается оптимальное соотношение математической, естественнонаучной, гуманитар­ной и других составляющих содержания образования, с тем чтобы выпускник был широко эрудированным человеком со сформированным системным мышлением и мировоззрением, с устойчивой мотивацией на дальнейшее познание науки, техни­ки, культуры, искусства.

Сколько же нам нужно гимназий и лицеев? Их должно быть столько, чтобы ни один интеллектуально одаренный ре­бенок не попал в класс для детей с задержками в развитии, чтобы все дети, нуждающиеся в обучении по специальным тех­нологиям, могли иметь такую возможность. И, конечно же, ос­новным типом школы при этом останется обычная общеобра­зовательная школа адаптивного характера с развитой диффе­ренциацией обучения, с широким набором разнообразных об­разовательных услуг, максимально удовлетворяющих нужды, запросы, потребности подавляющего большинства детей.

А. Моисеев и М. Поташник считают, что нынешняя реаль­ная потребность населения в учреждениях повышенного уров­ня образования примерно в три раза меньше, т. е. в этих уч­реждениях обучаются не только и не столько одаренные дети, сколько обычные ребята с сохраненным интеллектом, как го­ворят психологи. Конечно же, они учатся с перегрузкой и по­тому с ущербом для своего здоровья и духовного развития. Не­редко выпускники заканчивают гимназии и лицеи с чувством отвращения к учебе. Это издержки столь распространенной сейчас моды на повсеместное открытие гимназий и лицеев не­зависимо от реальной потребности и возможностей создания этих учреждений (кадровых, материальных, научно-методичес­ких и т.д.).

VII. Инновационными называются учебные заведения, в которых:

1) внедряются нововведения или их элементы;

2) нововведения всесторонне обоснованы;

3) нововведения обязательно улучшают условия учебного и педагогического труда;

4) совершенствование ПС осуществляется преимуще­ственно за счет внутренних резервов;

5) все ответы правильные.

VIII. В инновационных учебных заведениях повышенная эффективность достигается за счет:

1) селекции учителей и учащихся;

2) повышения нагрузок на учителей и учащихся;

3) увеличения длительности обучения;

4) внедрения более совершенных технологий;

5) смены названий и ориентации.