ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АРМ. КЛАССИФИКАЦИЯ АРМ. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АРМ
АРМ – совокупность аппаратных, программных, методических и языковых средств, обеспечивающих автоматизацию функций пользователя в некоторой предметной области и позволяющих оперативно удовлетворять его информационные и вычислительные потребности.
АРМ - автоматизированное рабочее место системы управления, оборудованное средствами, обеспечивающими участие человека в реализации автоматизированных функций АСУ.
АРМ предназначено для:
1. Оперативной обработки данных в режиме реального времени;
2. Автоматизированного получения форм документов;
3. Создания многоуровневой сети.
АРМ присущи следующие признаки:
· доступная пользователю совокупность технических, программных, информационных и др. средств;
· размещение ВТ непосредственно (или вблизи) на рабочем месте пользователя;
· возможность создания и совершенствования проектов автоматизированной обработки данных в конкретной сфере деятельности;
· осуществление обработки данных самим пользователем;
· диалоговый режим взаимодействия пользователя с ЭВМ как в процессе решения задач управления, так и в процессе их проектирования.
АРМ обеспечивает:
1. Информационно-справочное обслуживание;
2. Взаимодействие учетной, плановой и оперативной информацией и всех подразделений предприятия;
3. Сокращение значительного количества информационных процедур;
4. Устранение разрыва во времени между производственно-хозяйственным процессом, получением информации, ее обработкой и получением результатов;
5. Комфортную среду пользователям с возможностью работы на экране с привычными бланками документов.
Таким образом, АРМ в системе управления представляет собой проблемно-ориентированный комплекс технических, программных, лингвистических (языковых) и др. средств, установленный непосредственно на рабочем месте пользователя и предназначенный для автоматизации операций взаимодействия пользователя с ЭВМ в процессе проектирования и реализации задач.
Виды обеспечения АРМ:
1. Техническое обеспечение представляет собой ПК с необходимыми периферийными устройствами и средствами коммуникаций. Тип ПК и набор периферийных устройств определяется функциональным назначением АРМ.
2. Информационное обеспечение – включает сведения об источниках и потребителях информации, периодичность обновления, объем, диапазон изменения, точность, форматы и другие характеристики входных и выходных данных. Основными источниками информации для АРМ являются базы данных (БД) и банки данных (БнД).
3. Математическое обеспечение – это совокупность алгоритмов, обеспечивающих ввод, контроль, хранение, корректировку информации, расчеты показателей, получение результатов и т.д. Оно строится по модульному принципу, что позволяет выделить типовые и стандартные, многократно повторяющиеся процедуры. Служит основой для разработки программ и должно согласовываться с потенциальным пользователем АРМ.
4. Программное обеспечение совокупность программ автоматизации решения задач в соответствии с функциональным назначением АРМ. Например, в АРМ руководителя входят:
· деловой пакет (календарь, адресная, телефонная и записная книжки, личные планы работ, калькулятор, будильник и др.);
· пакет поддержки принятия решения;
· пакет контроля выполнения поручений;
· пакет обеспечения коммуникаций.
5. Лингвистическое обеспечение - специальный язык диалога пользователя с АРМ, обеспечивающий однозначное соответствие между действиями пользователя и реакцией АРМ. Язык АРМ является непроцедурным и проблемно-ориентированным. В процедурно-ориентированном языке процесс обработки представлен последовательностью процедур манипуляции с данными, не зависящими от конкретной ПЭВМ. Процедурный язык задает, как выполнять действие, а непроцедурный -что нужно выполнить, не детализируя, как это сделать. Процедуру выполнения действий организуют внутренние средства языка без участия пользователя. Проблемная ориентация языка определяется предметной областью и назначением АРМ. Например, язык АРМ бухгалтера, естественно, должен отличаться от языка АРМ руководителя.
6. Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, регламентирующих отношения между пользователями АРМ внутри фирмы, а также с внешними источниками и потребителями информации.
7. Методическое обеспечение определяет поведение пользователя в среде АРМ. Оно включает инструкции по работе в среде АРМ и средства обучения пользователей на бумажных или машинных носителях.
8. Эргономическое обеспечение предусматривает создание благоприятных условий для использования АРМ при высокой производительности труда и низкой утомляемости пользователей. Эргономические требования к АРМ очень разнообразны, в них тесно переплетаются как технические, так и программные аспект
АРМ создает информационную среду и автоматически выполняет ряд операций, при этом формируются диагностические сообщения о ходе процесса, позволяющие пользователю (специалисту) остановить процесс, оценить ситуацию и принять решение.
На АРМ реализуется интерактивный режим работы и «дружественный» интерфейс (диалог пользователя и ПК).
Основные типы интерфейса:
· Выбор из меню;
· Работа по подсказке (рассчитана на случайного пользователя или на внештатную ситуацию);
· Заполнение шаблона (ввод, форматирование информации, напоминает работу с бумажным документом, но только на экране);
· Вопрос-ответ (осуществляется ч/з выдаваемый на экран запрос, на который пользователь должен дать ответ с помощью клавиатуры).
Технологический процесс в условиях АРМ – это сочетание в определенной последовательности автоматизированных и ручных работ, реализующих в своей совокупности весь информационный процесс.
Условно технологический процесс в условиях АРМ можно разбить на 3 этапа:
1. Документирование хозяйственных операций, т.е. регистрация исходной информации на бумажном или машинном носителе.
2. Систематизация и обобщение информации, решение конкретных задач и получение выходных (результатных) данных
3. Использование выходных результатов – оформление выходных форм для принятия управленческих решений.
АРМы могут быть классифицированы на основе следующих признаков:
· функциональная сфера использования (научная деятельность, проектирование, производственно-технологические процессы, организационное управление);
· режим эксплуатации (индивидуальный, групповой, сетевой);
· квалификация пользователей (профессиональные и непрофессиональные).