Модуль: «Общие основы педагогики», «Педагогический процесс, субъекты педагогического процесса».
Тестовые задания
Вариант 1
а) Педагогика – это наука изучающая…
а) закономерности передачи старшим поколением младшему поколению социального опыта;
б) активное усвоение младшим поколением социального опыта;
в) сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса;
г) принципы, ценности, закономерности процесса обучения.
2.Изучение и обобщение опыта педагогической деятельности – это … задача педагогики.
а) прикладная;
б) практическая;
в) методическая;
г) исследовательская.
3. Результатом познания объективной действительности называют…
а) знания;
б) умения;
в) навыки;
г) качества.
4.Основной задачей воспитания является:
а) повышение эффективности обучения;
б) обеспечение отбора, группировки и подачи учебного материала,
в) овладение системой ценностей;
г) исследование закономерностей процесса профессиональной подготовки учителя.
5.По содержанию выделяют следующий вид воспитания:
а) индивидуальное;
б) попустительское;
в) умственное;
г) авторитарное.
6. Вставьте пропущенное слово.
… - это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими научными знаниями, умениями, навыками, развитию мышления, памяти и творческих способностей.
7. Какая категория педагогики характеризуется как многофакторный, длительный, двусторонний и активный процесс, имеющий ступенчатый характер, результаты которого малозаметны для внешнего восприятия
а) образование;
б) воспитание;
в) обучение;
г) социализация.
8. Вставьте пропущенное слово.
Воспитание личности происходит только в процессе включения её в деятельность – это … педагогического процесса.
а) правило;
б) необходимость;
в) требование;
г) закономерность.
9. Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и …
а) ответную реакцию воспитателя;
б) ответную реакцию воспитанника;
в) ответную реакцию среды;
г) ответную реакцию родителей.
10. В структуре методологического знания выделены … уровня.
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре.
11.Педагогическое исследование, в котором результатом является обобщающая концепция, называется:
а) фундаментальным;
б) прикладным;
в) разработкой;
г) экспериментальным
12. К методам педагогического исследования не принадлежит:
а) наблюдение;
б) публикация результатов;
в) беседа;
г) анкетирование.
13. Лабораторный эксперимент предполагает его проведение в условиях:
а) обычного образовательного процесса;
б) выхода на природу;
в) создания искусственных условий для проверки;
г) специально приспособленного помещения.
14. Под образом конечного результата формирования личности в педагогике принято понимать:
а) задачу;
б) проблему;
в) цель;
г) гипотезу.
15. Сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности – это …
а) целеобразование;
б) целеполагание;
в) целесообразность;
г) целеизучение.
16. Вставьте пропущенное слово.
Цель и характер воспитания … уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, свойственных каждой общественно-экономической формации.
17. Специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников является элементом …
а) педагогического процесса;
б) педагогической теории;
в) педагогического факта;
г) педагогической закономерности.
18. Технологическую сторону педагогического процесса образуют методы, средства, …
а) принципы;
б) цели;
в) формы;
г) задачи.
19.… целостного педагогического процесса – система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающая его успешность.
а) Принципы;
б) Цели;
в) Функции;
г) Задачи.
20. Сущность принципа демократизации педагогического процесса состоит в…
а) предоставлении свобод для саморазвития субъектов педагогического процесса;
б) очеловечивании отношений;
в) учете конкретных особенностей и уровня развития учащихся;
г) отмене государственного контроля за содержанием образования.
21. Предпочтение интеллектуальному развитию ребенка перед усвоением реальных знаний отдаётся:
а) в теории материального образования;
б) в теории формального образования;
в) в педоцентрических теориях;
г) в теории дифференцированного обучения.
22. Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое и социальное соотносятся как:
а) неотделимые друг от друга;
б) биологическое является более значимым;
в) социальное является более значимым;
г) между ними нет взаимовлияния.
23. Установите соответствие.
Период развития особенности
1. старший дошкольный а) стремление к утверждению своего достоинства
2. младший школьный б) основной вид деятельности - игра
3. средний школьный в) интенсивно развивается вторая сигнальная система
4. старший школьный г) высокий уровень развития чувств и волевых
процессов
24. Акселерация – это:
а) ускорение интеллектуального развития;
б) процесс активной деятельности;
в) ускорение физического и отчасти психического развития;
г) настойчивость в достижение поставленных задач.
25. Вставьте пропущенное слово.
Учёт возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических …
26. Найдите запланированную ошибку в тексте
Индивидуальный подход создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей, дарований и материального благополучия каждого ученика.
27. Вставьте пропущенное слово.
Возрастные периоды называются … тогда, когда в них самые оптимальные условия для развития тех или иных качеств личности.
28. Конвенция о правах ребенка утверждена:
а) ассамблеей ООН;
б) Государственной Думой РФ;
в) Президентом РФ;
г) Правительством РФ.
29. Вставьте пропущенное слово.
Творческое заимствование методов исследования, применяемых в других науках – это … педагогики с этими науками.
30.Методологическая (направляющая) функция …по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания.
а) психологии;
б) социологии;
в) истории;
г) философии.
Вариант 2
1. Осуществление воспитания – это … задача педагогики.
а) научная;
б) практическая;
в) исследовательская;
г) методическая.
2. Процессом целенаправленного и систематического воздействия субъекта на объект с целью привития определенных качеств называется…
а) воспитание;
б) обучение;
в) самовоспитание;
г) перевоспитание.
3. Учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности – это…
а) теория;
б) практика;
в) методология;
г) методика.
4. К основным педагогическим категориям относится:
а) образовательный стандарт;
б) обучение;
в) социализация;
г) физическое воспитание.
5. «Образование» и «обучение» соотносятся как понятия:
а) тождественные;
б) более широкое образование;
в) более широкое обучение;
г) не имеют друг к другу никакого отношения.
6.Ведущую роль в педагогическом взаимодействии играет.
а) педагог;
б) воспитуемый;
в) коллектив;
г) воспитательная организация.
7.Вставьте пропущенное слово.
О … говорят, что оно имеет исторический характер и возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество.
8. Воспитывающее обучение – это:
а) принцип;
б) особенность;
в) условие;
г) закономерность.
9.Вставьте пропущенные слова.
Под … нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
а) педагогическим взаимодействием;
б) педагогической системой;
в) педагогической деятельностью;
г) педагогической задачей.
10. Что не относится к методологическим параметрам:
а) проблема;
б) тема;
в) цель;
г) смысл.
11. Прикладные педагогические исследования – это работы, направленные на углубленное изучение…
а) обобщающих концепций;
б) отдельных сторон педагогического процесса;
в) обоснования конкретно-практических рекомендаций;
г) отдельных педагогических фактов.
12. Наблюдение не бывает:
а) включенным;
б) скрытым;
в) сплошным;
г) редким.
13. Педагогический эксперимент, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, называется:
а) констатирующим;
б) развивающим;
в) пилотажным;
г) научным срезом.
14. Поиск, детерминация, определение и формирование целей воспитания – это…
а) целеобразование;
б) целеполагание;
в) целесообразность;
г) целеизучение.
15. Выделяют… уровня целеполагания в воспитании.
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре.
16. На формирование целей воспитания оказывает влияние:
а) способы производства;
б) уровень развития педагогической теории и практики;
в) экономические возможности общества;
г) всё вместе.
17. Конечной целью педагогического процесса является:
а) формирование определённой суммы знаний, умений, навыков;
б) формирование уникальной целостной личности;
в) формирование положительных мотивов и потребностей;
г) развитие умственных способностей.
18. Целостный педагогически процесс выполняет следующие функции: воспитательную, образовательную, социальную, …
а) развивающую;
б) развлекательную;
в) охранительную;
г) восстановительную.
19. Автором труда «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему» является.
а) А. Дистервег;
б) Я.А. Коменский;
в) К.Д. Ушинский;
г) Л.Н. Толстой.
20. Назовите педагогическую категорию.
… как социальное явление – это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре через овладения определенными знаниями, умениями, навыками, идейно-нравственными ценностями и нормами поведения.
21. Предпочтение усвоению реального, фактического материала перед интеллектуальным развитием отдаётся в:
а) теории материального образования;
б) теории формального образования;
в) педоцентрических теориях;
г) теории развивающего обучения.
22. Установите соответствие.
Период развития особенности
1. старший дошкольный а) начало полового созревания, активный
2. младший школьный физический рост
3. средний школьный б) процесс окостенения черепа, упрочения
4. старший школьный скелета
в) наступление физической и психической зрелости
г) повышение мышечной силы обуславливает большую
подвижность
23. Акселерация происходит в … возрасте.
а) младенческом;
б) подростковом;
в) юношеском;
г) зрелом.
24. Заполните пропуск.
Я.А.Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных … детей.
25. Найдите запланированную ошибку в тексте.
В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития из благополучных семей.
26. Вставьте пропущенное слово.
Личность с ярко выраженными особенностями называют … .
27. Положение ст. 43 Конституции РФ, в которой гарантируется право на образование, имеет юридическую силу только на территории:
а) стран Совета Европы;
б) стран Союза независимых государств;
в) Российской Федерации;
г) Липецкой области.
28. Вставьте пропущенное слово.
Отношение социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают … воздействие на неё на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми.
а) одинаковое;
б) неодинаковое.
29. Вставьте пропущенное слово.
Если … раскрывает «механизмы души», то из неё можно напрямую вывести как следует формировать душу ребенка в соответствии с целью образования.
а) философия;
б) социология;
в) психология;
г) история.
30. Вставьте пропущенное слово.
Связь педагогики с … привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.
а) медициной;
б) философией;
в) историей;
г) экономикой.
Вариант 3
1. Прогностическая функция педагогики состоит в изучении:
а) сущности педагогических процессов и явлений;
б) структуры, механизмов и специфики формирования личности;
в) перспективы, путей развития системы образования;
г) методологических основ науки.
2. Осуществлять образование – это … задача педагогики.
а) научная;
б) практическая;
в) методическая;
г) исследовательская.
3. Обеспечение высокой культуры общения и взаимоотношений является основной задачей…
а) воспитания;
б) обучения;
в) научного исследования;
г) педагогической практики.
4.Воспитание – это … категория.
а) общенаучная;
б) общая и вечная;
в) психолого-педагогическая;
г) исключительно педагогическая.
5. По принципам и стилю взаимоотношений выделяют следующий вид воспитания:
а) индивидуальное;
б) попустительское;
в) гражданское;
г) идейное;
д) авторитарное;
е) профессиональное.
6. Назовите педагогическую категорию.
…. – это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности.
7. Как называется педагогическая деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями?
а) воспитание;
б) перевоспитание;
в) самовоспитание;
г) самообучение.
8. Вставьте пропущенное слово.
… - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
9. Вставьте пропущенное слово.
Педагогическое … представляет собой преднамеренный контакт педагога и воспитанника, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
10. Методология выполняет … функцию.
а) профилактико-воспитательную;
б) мотивационно-мобилизующую;
в) формирующе-развивающую;
г) регулятивно-нормативную.
11. Специально организованная проверка с целью выявления педагогической эффективности – это …
а) педагогический факт;
б) педагогический эксперимент;
в) проблемная ситуация;
г) лабораторная работа.
12. К методу изучения школьной документации относится исследование:
а) дневников учащихся;
б) личных дневников;
в) изъятых у учащихся шпаргалок;
г) записок учащихся.
13. Мысленное предвосхищение результата деятельности – это…
а) цель;
б) задача;
в) проблема;
г) гипотеза.
14. В уровни целеполагания в воспитании входит уровень:
а) сложности содержания учебного материала;
б) качества полученных знаний;
в) воспитательных устремлений и задач воспитателя;
г) умственного развития.
15. Неразрывность единства образования и воспитания – это …
а) особенность;
б) аксиома;
в) предположение;
г) закономерность.
16.Сохраняется ли общая зависимость целей воспитания от способов производства и общественных отношений в посткапиталистическом обществе?
а) не сохраняется;
б) сохраняется.
17.Основным и главным компонентом педагогического процесса является:
а) педагог;
б) воспитуемый;
в) коллектив;
г) родители.
18.Верно ли утверждение о том, что «педагогическое воздействие может быть прямым, косвенным, различаться по наличию или отсутствию цели».
а) верно;
б) неверно;
19. Под … целостного педагогического процесса понимаются объективно существующие, устойчивые, повторяющие, необходимые и существенные связи между педагогическим явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса.
а) принципами;
б) методами;
в) функциями;
г) закономерностями.
20.Сущность гуманизации педагогического процесса состоит в …
а) предоставлении свобод для саморазвития;
б) очеловечивании отношений;
в) учете конкретных особенностей и уровня развития учащихся;
г) учете способностей учащихся.
21. Вставьте пропущенное слово.
Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от … усилий.
22. Предпочтение к овладению практическими навыками в соответствии с проявляющимися природными способностями отдаёт:
а) теория материального образования;
б) теория формального образования;
в) педоцетрическая теория;
г) теория развивающего обучения.
23. Установите соответствие.
Период развития возраст (лет)
1. младенчество а) 5 – 7
2. младший дошкольный б) 11 – 15
3. средний дошкольный в) 0 –1
4. старший дошкольный г) 15 – 18
5. младший школьный д) 1 – 3
6. средний школьный е) 7 – 10
7. старший школьный ж) 3 – 5
24. Пубертатным называется возраст:
а) младенческий;
б) подростковый;
в) юношеский;
г) зрелый.
25. Основными причинами акселерации являются:
а) общие темпы ускорения жизни;
б) улучшение материальных условий;
в) повышение качества питания;
г) повышение уровня медицинского обслуживания;
д) все ответы верные.
26.Заполните пропуск.
То, что … как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности.
27. Найдите запланированную ошибку.
Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, его окружения, основанном на глубоком знании черт личности и условий жизни.
28. Всеобщая декларация прав человека, в которой закреплено право человека на образование, утверждена …
а) ассамблеей ООН;
б) Государственной Думой РФ;
в) президентом РФ;
г) правительством РФ.
29. Вставьте пропущенное слово
Общим моментом философии, психологии и педагогики является изучение человека как….
а) индивида;
б) личности;
в) объекта воспитания;
г) субъекта воспитания.
30. Педагогика тесно связана с …, которая изучает человека как индивида
а) философией;
б) психологией;
в) биологией;
г) историей.
Модуль: «Теория обучения»