Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика

Система Станиславского

Новая

Чего не хватает? (вни­мания, общения, круга, объекта, задачи и пр.).

Творческое состояние складывается из отде­льных элементов. Их надо развивать, каж­дый по отдельности.

Творческое состояние надо создавать, склады­вая из элементов.

Искусственное созда-вание жизни.

Все уже есть, и этим существующим надо пользоваться (естественные живые процессы).

Если в творческом состоянии и можно искусственно вы­делить те или другие «элементы» — дело не в их разви­тии, а в гармоничности их работы. Того внимания, какое есть у всякого данного актера, вполне достаточно. Лишь бы нормально шли все процессы. (Что касается, напри­мер, «внимания» — необходимо пускание на реакцию.). Творческое состояние — уже есть — надо только не ме­шать ему неумелым вмешательством или предохранить его от его собственных самозарождающихся ошибок (то­ропливости, подталкивания и пр.). Использование идущей, протекающей сейчас в актере, жизни.

Когда первый этап пройден и техника непроизвольности более или менее крепка (надо все время проверять и об­новлять) — тогда можно приняться и за элементы, но не те, что у Станиславского (внимание и пр.), а другие: непе­рестройка, отпускание, бестелесность, дыхательная техника и пр.

И третий этап (его понемногу можно вводить вместе со вторым): при работе над ролью подсказывать и задачу, и объект, и куски. Но при этом — неотступно следить за техникой непроизвольности и свободы.

«Система Станиславского» вызвала много всяких нападок, «раз­облачений» и издевательств — мне не пути с этими врагами и «критиками» ее. Они поносят и порочат ее совсем не потому, что слишком хорошо ее знают, постигли ее до конца, до дна, обдумали и выверили на себе и на других каждое из ее положений. В лучшем случае они чуть только притронулись к ней и отскочили: слишком трудно — надо работать, думать, перевоспитывать себя... А некото­рые даже и не притрагивались, а «знают» ее только понаслышке, с чужих, извращающих ее слов.

То, к чему привела автора (Демидова. — МЛ.) в деле воспита­ния актера многолетняя работа, — это по своим принципам и прие­мам нечто почти противоположное тому, что он (автор) делал вна­чале. И раньше казалось, что оно родилось совершенно независимо от «системы Станиславского» и никак с ней не связано — или же в противовес ей — настолько оно противоречит рационалистическо­му духу «системы».

На самом же деле сейчас, больше чем двадцать лет спустя, вид­но, что это новое родилось в самых недрах «системы Станислав­ского», выросло как ее естественное и неизбежное продолжение. И, не пройди автор через нее, не стукнись больно лбом о некото­рые ее рационалистические увлечения и поспешные теоретизирова­ния, — он, может быть, никогда не пришел бы в такой отчетливой форме к выводам и методам, изложенным здесь.