ПРИЛОЖЕНИЯ

Ниже помещены не публиковавшиеся ранее материалы из архива Ни­колая Васильевича Демидова. Его имя в последние десятилетия зву­чит в театральных кругах постоянно. «Демидовские этюды», «Деми­довские упражнения» — это слышали, пожалуй, все театральные педагоги. Многие увлекаются этим, пробуют, хотят ввести в свою пе­дагогическую практику тончайшие методические и тактические прие­мы Демидова. Правда, это оказывается не так просто сделать... Мы интересуемся Демидовым давно и рады, что внесли свой посиль­ный вклад в популяризацию его педагогических идей: дважды мы ини­циировали собрания Совета театральных педагогов СТД, посвящен­ные педагогике Демидова, мы также опубликовали в предыдущем нашем педагогическом сборнике статью М. Н. Ласкиной «Забытое имя» и т. д. Сейчас имя Демидова уже перестало быть забытым. В прошлом году вышли, наконец, первые два тома его «Творческого наследия». И нам очень приятно опубликовать здесь новые материалы из демидовского архива. Большое спасибо за это Маргарите Никола­евне Ласкиной.

И еще одно замечательное педагогическое имя — Михаил Михайло­вич Буткевич. Увы, весть о его педагогике дошла к нам в Петербург с большим опозданием, только с посмертным изданием его громадного литературного труда «К игровому театру». Эта книга необыкновенно богата и многослойна. Здесь и мемуары (причем, не просто мемуары, а настоящий роман жизни театрального мира), здесь и автобиогра­фия М. М. Буткевича (и человеческая и педагогическая), здесь и ори­гинальный анализ шекспировских пьес, здесь, наконец (а, может быть, это важно в первую очередь) — четко проработанная методика обучения режиссуре.

Книга Буткевича не касается впрямую обучения актеров. Однако в концепции «игрового театра», конечно же, роль актера велика, мы бы сказали, величайшая. Вот почему мы решили привести здесь фраг­мент из этой прекрасной книги, которая, к сожалению, уже становится библиографической редкостью. Причина, по которой мы останови­лись именно на том эпизоде, который вам предстоит прочитать, ясна: