Из прошлого

Установка двери

Этюд Даниила П.: установка двери в летнем сарайчике. Этот этюд Л.А. смотрел не больше минуты. Сразу стал делать замеча­ния, заставил Даниила работать с настоящей тяжестью — нагрузи­ли на него собранные по аудитории тяжелые вещи, ругал за то, что он «отдельно отдыхает, отдельно работает», теряя при этом дверь как объект основного действия.

Мне кажется, Л.А. очень интересно охарактеризовал один из ас­пектов профессии: «Если есть, скажем, одно действие, второе, тре­тье и т. д., то каждое последующее действие производится на энер­гии удовлетворения или неудовлетворения действием предыдущим».

Л.А. учил студента, как пилить дрова: «Какое главное движение в пилении? Движений два: одно пропиливает бревно, а другое, холо­стое, проволакивает пилу на исходную позицию».

Л.А. ловил Даниила на том, что тот показывает, а не делает, впе­ред не продвигается: «Любите или не любите вы эту работу? Рас­скажите, как вы пилите».

Тот стал рассказывать, и Л.А. сразу обратил общее внимание на то, что рассказывает Даниил лучше, живее, чем делает, и что часто актеры рассказывают о чем-то лучше, чем то же самое выполняют, и что это естественно. Он подчеркнул, что рассказывать, говорить, пересказывать — очень хороший способ уяснения сути ...

В рассказе, Даниил, вы дышите, а в деле — не дышите.

Ванна

Это был этюд Наташи К. Он показался Л.А. вялым. Тогда как мытье в ванне — очень активное физическое действие, а потом сно­ва «обрушился» теперь уже на Наташу за плохое дыхание.

— У всех у вас есть странное свойство не дышать... /.../ Быть в водеэто быть в неуправляемом стихийном самочувствии, в не­приличном, в сущности, виде. Я хотел бы вместе с вами подсмот­реть вас в этом.

Но нельзя же изобразить воду, это, как бы, неизображаемая

среда, — спорила Наташа.

— А что бы вы делали, если бы была вода? — поставил вопрос Л. А. и пояснил, что действовать в воображаемой среде — это воле­вая акция.

Тут мы подходим к одному, как мне кажется, из главных теоре­тических постулатов Л. А. Додина: