Из прошлого

«Препятствие и цель — закон театра». «Оценка — идеологический центр искусства». Я привел фрагменты лекций А.И., чтобы дать представление о том, сколь точны и выверены были его формулировки, каковы тео­ретические основы профессии. Вернемся к воспоминаниям о пер­вом курсе.

Наступило время первого зачета. Учебный семестр завершался у нас, как, впрочем, и раньше это бывало, этюдами, с использованием упражнений на память физических действий и ощущений. Они чере­довались с этюдами или, вернее сказать, сцепами из жизни животных. Начну с первого вида этюдов. Готовя зачет, А.И. проявил много таланта и фантазии в сочинении этих этюдов. Тут было очень мно­го интересного. Как правило, сочинялись драматургически закон­ченные стройные новеллы. А.И. проявлял острое чувство правды, прекрасное чувство композиции, чувство пространства, чувство развития этюда во времени, зрелищное чувство и т. д. Другое дело, какова была творческая полезность для студентов этой формы от­четности за первый семестр. И нужно ли сочинять этюды, нужно ли иметь на зачете во что бы то ни стало зрелищно эффектные этюды-ньески? Или нужно показывать, в первую очередь, этюды, выращенные студентом, или, по крайней мере, выращенные совме­стно со студентом? Можно ли вообще этюд демонстрировать, дово­дя до «товарной» завершенности, можно ли считать этюд произве­дением драматургическим? Это вопрос дискуссионный... Тем не менее, в жанре, как говорят, «выстроенного этюда» (т. е. сочинен­ного) А.И. был очень силен. Например, отличный был этюд «Воз­вращение»... (Фигуристка вместе с тренером работали над элемен­тами фигурного катания на катке, она повредила ногу, по потом, превозмогая боль, вернулась на каток... Получилась прелестная ма­ленькая мелодрама.) Или «На крыше»... (Парень красит крышу. Это опасно, и он привязал себя к кирпичной трубе веревкой.) Или «На археологических раскопках», «Дембельский суп» — тоже инте­ресные маленькие этюды-пьески...

Теперь о втором виде этюдов. Это были, как я уже говорил, сцепки про животных, где своеобразно и смело А.И. соединял раз-пых животных: кота с собаками, коров с кабанами, пантеру с лео­пардом и т. и... Дух захватывало от «обезьяньих» мизансцен на по­толке (у нас такая аудитория, что под потолком есть железные швеллеры, па которых можно висеть и за которые можно зацепить­ся). Дух захватывало от смелости, с которой это делалось, причем студентов на эту смелость провоцировал именно А.И. В этих этю­дах была и отвага, и эксцентрика, и юмор, в общем, — завидная