Диалоги с коллегами 287

ском поведении мы будем программировать не только наши наме­рения, по и «борьбу с предлагаемыми обстоятельствами», то есть, и те препятствия, которые будут возникать, — это уже будет не жизнь, а компьютер. Значит, эти программы будут компьютерными программами. Тогда актерские мозги в сценическом существовании будут заняты совсем не восприятием, не живой реакцией, а вот та­ким компьютерным программированием. И это, на мой взгляд, уво­дит от жизненного процесса.

В.Ф. Конечно. Я хочу заметить еще, что есть разница между во­ображением в роли и развитием воображения как способности во­ображать. Способность к воображению можно развивать в учебном процессе, развивать как навык — запускать «мотор воображения». Этому способствует и «навязанный ритм», который я считаю наи­более ощутимым упражнением. Но ведь происходит какая-то рабо­та в реальном спектакле (учебном или неучебпом) в смысле накоп­ления материала: просматривание картин, интерьеров эпохи, просматривание людей, просматривание своей жизни в связи с этим. Ведь мы не отменяем ту работу, которую делал Станислав­ский в связи с «Горем от ума».

Л.Г. Нет. Сознательная работа (не рациональная, а сознатель­ная!) как накопление всего по поводу роли — и своего опыта, и ис­торического — очень нужна, это ни в коем случае не отвергается. Просто, еще представляется важным тренировать включение того опыта актера, который самим актером не осознан. Это ведь и есть пафос учения Станиславского — возбуждение бессознательного со­знательным путем.

В.Ф. Ну, эту формулировку Станиславского лучше сейчас не трогать. Давайте продолжим вашу мысль. Итак, набирать — это одно, а подключать — это другое.

Л.Г. И это тоже. Хотя, еще раз хочу сказать, что набирать нуж­но не только из того, что человек осознает в своем опыте, а и из того, что он не осознает. Иногда в «наговорах», были такие случаи, когда студенты вдруг вспоминают то, что и не было раньше осозна­но. Это, наверное, и есть «подключить».

В.Ф. Понимаю. Я бы ввел еще понятие «глубинное воображе­ние». Оно связано, видимо, с «глубинным перевоплощением», да? Какое оно? В голове актера все равно его мир должен подмениться па мир героя, да? На мир зрительных образов героя? Или он дол­жен получить некую непредсказуемую смесь?

Л.Г. Так этот глубинный мир героя и будет смесь героя и себя. Но это произойдет на том этапе, когда работа над ролью приближа­ется к завершению, когда начинают возникать особые состояния