Диалоги с коллегами 279

талыю установленное нами изменение психофизиологических ха­рактеристик, пока невозможно. Есть комплексное воспитание, есть и специальные упражнения, направленные на развитие психофизи­ческого аппарата актера, но сказать, что именно оказывает желан­ный эффект воздействия, пока нельзя. Хотя некоторые упражнения актерского тренинга мы проверили отдельно. Они оказались эф­фективны сами по себе. А изменения в целом могут быть и от ак­терского тренинга, и от сценической речи, и от пластики, от всего комплексного воздействия на организм в процессе обучения. Поэ­тому я и не утверждаю, что все изменения, которые выявлены в психофизиологическом исследовании, дал именно актерский тре­нинг.

В.Ф. То есть, вы хотите сказать, что эффект возникает от комп­лекса предметов и что, может быть, одним актерским тренингом нельзя добиться того, что достигается в комплексе.

Л.Г. Конечно. Впрочем, есть упражнения именно актерского тренинга, которые мы исследовали, чтобы объективно определить степень их воздействия. Были взяты четыре базовых упражнения, связанные с разными этапами тренинга, определяющие целые на­правления тренировки: мышечной свободы, энергетики, связи пси­хического и физического, концентрации, воображения. Психофизи­ологическое исследование показало, что эти упражнения действуют даже при выполнении в первый раз и даже у так называемой «кон­трольной группы», то есть неактерской, хотя и в меньшей степени,

чем у актеров.

В.Ф. Постепенно преодолевается недоверие практиков к «нау­ке», даже могу припомнить и мое былое недоверие. Я раньше оса­живал, предостерегал вас от излишней «научности»...

Л.Г. Но вы же были и провокатором научности. Вы стали спра­шивать, как проверить эффективность того или иного упражнения, а я понимала, что некоторые упражнения проверить можно только научным способом, потому что ждать наглядного эффекта после их однократного выполнения нельзя.

В.Ф. То есть, измерять результат воздействия приборами... Л.Г. Если упражнение не дает психофизиологического эффекта, это не упражнение, а игрушка. Вот игрушки — там всегда видно, кто победил в игре, а в некоторых упражнениях отнюдь не всегда результат очевиден сразу после выполнения. Так что, спасибо вам.

В.Ф. Я недавно был в Липецке на Чеховских чтениях, там были крупные специалисты по Чехову (Шах-Азизова и др.)- Они при­шли к выводу, что изучение творческого наследия Чехова в кругу теоретических специалистов, лингвистов, литературоведов носят