Диалоги с коллегами 275

веское действие. Что есть этот термин? В духе нашего сегодняшне­го разговора я уже готов услышать от вас, что это не так плохо, хотя какое-то время тому назад в воздухе носилось, что этот тер­мин не корректен как минимум, потому что действие неделимо, по­тому что оно — психофизический процесс, потому что слово — одна из составляющих действия, а не самостоятельный пласт...

В.Г. Слово может участвовать в действии и идти помимо дейст­вия. Вне действия. По касательной. Я понимаю, что имел в виду Станиславский, когда говорил о словесном действии, и мне кажет­ся, что здесь ничего ни загадочного, ни начетнического, ни устарев­шего нет. Это очень простые вещи. Слово, которое воздействует, которое включено в поток действия и влияния на партнера и на зрителя, — это операционный термин.

В.Ф. Все-таки, есть вред в выделении словесной составляющей

действия.

В.Г. Нет вреда, если подходить с головой. Может быть просто словоговорение, причем помимо воли артиста. Его привычки тако­вы, что пока он не говорит или говорит своими словами, он вклю­чен в действие как в органический процесс достижения цели, а цель всегда — это воздействие, правда же? В.Ф. На кого? На партнера? На зрителя? В.Г. Это не точечное понятие, а полевое... И, тем не менее, мо­жет быть такая привычка к слову, такая обученность слову, что когда включается авторский текст, весь органический процесс ле­тит к дьяволу. Вот это и есть то слово, которое не является словес­ным действием. Оно само по себе. Оно оформлено, артикулировано и иродышано, но действует само по себе, на постороннем волевом

импульсе.

В.Ф. Словесное действие означает подчеркнутое давление, уда­рение на слово, вот в чем может быть опасность.

В.Г. Нервная система очень большая. В ней очень много всего. Казалось бы, сердце маленькое. Но вот мой личный частный слу­чай сердечной аритмии. Часто работают одновременно два несовпа­дающих сердечных ритма. Работает тот нервный узел, который дает один ритм, и параллельно с ним начинает работать какой-то другой, который дает другой ритм, и возникают два пульса. И один доктор мне сказал: «Понимаете, это ваша природная особенность. Если мы подавим этот второй очажок, он возникнет в третьем мес­те. Это вам так на роду написано — двоеритмие. Живите с этим». Тем более, в нервной системе возникают разные очаги импульсов. Если все сведено к единому очагу, идет из единого нервного импу­льсного ствола, тогда человек вообще не думает, как он говорит,