Диалоги с коллегами

дика. Впрямую обращаться к студенту: «Будь!» — бесперспективно. Значит, нужно подходить к этому от точной жизни тела, которая, оказывается, очень связана с воображением, с обстоятельствами. И сама по себе эта жизнь тела является вершиной комплексного воспитания артиста.

Ю.В. Быть в любом тексте, в любом движении правдивым. Дви­жение должно быть сообразно «внутреннему тексту», иначе несо­образность движения выдаст несоответствие содержанию, самочув­ствию и т. д. «Батман тандю», «плие» — это не абстрактные движения. Студенты должны погружаться в свое тело и произво­дить действия приседания или отведения и приведения ноги, по­стигая качество производимого действия. К тому же надо соответ­ствовать ритму и музыкальной интонации, а не играть эти движения. В этом я вижу смысл тренажа.

В.Ф. Я думаю, что это уже совсем другое. И боюсь, что сейчас мы с вами заденем другие слишком важные вопросы. «Батман тап-дю» и «плие» — это элементы классического экзерсиса или элемен­ты классического танца, которые, как я понимаю, у вас использу­ются для чистого тренажа. И в этом случае не стоит, конечно, придумывать иод это дело какое-то особое, живое, осмысленное, событийное существование. Тут нужно только, говоря словами Мейерхольда, «переживание формы». Вы называете это «постиже­ние качества производимого движения». Конечно же, «играть дви­жение» — бессмыслица. Но прежде мы говорили о другом: о суще­ствовании, о мышлении, о думаний в обстоятельствах, то есть в драматическом или хореографическом сюжете.

Ю.В. А что вы подразумеваете под словом думать?

В.Ф. Думать как персонаж, быть мыслями в обстоятельствах персонажа.

Ю.В. Но сегодня студенты порой умудряются кроме этого ду­мать не как персонаж, думать о том, как выглядят...

В.Ф. Это все же разные вещи...

Ю.В. Это мне кажется большой проблемой. Потому что студен­ты очень часто думают о том, как им сложить все требования. Воз­можно, я не прав, здесь есть некоторая недодумашюсть, недогово­ренность методическая, потому что, когда актер выходит на площадку, мне кажется, он уже должен пробовать «быть».

В.Ф. Это невозможно, пока у него в вашем предмете не органи­зованы руки-ноги. В этом случае студент, естественно, озабочен, как ему сложить все требования. А параллельно и воображение должно подготавливаться. Артист должен знать обстоятельства, ка­кие картины у него мелькают во внутреннем зрении. И в итоге, те-